Каталог файлов

Главная » Файлы » Экология культуры » Текст лекций

Часть 07. Основные понятия Экологии. Организм. Эволюция. Эволюция культуры
[ ] 15.04.2009, 20:14

Теперь рассмотрим смысл понятия «экология».

Слово "экология" в последнее время употребляется столь часто, что далеко не всегда можно с уверенностью сказать, что же имелось в виду. Доходит до того, что на дихлофосе и креслах из натуральной кожи (последнее кажется особенно циничным) пишут "ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ". Экология души, экологический ("зеленый") PR... А некий вузовский преподаватель всерьез предлагал в качестве темы для реферата "Экологию никеля". 

"Экология" стала модным словечком. С одной стороны, нельзя отрицать объективность такой "моды", поскольку назревший экологический кризис делает актуальным все, связанное с окружающей средой и взаимоотношениями человека и природы. С другой стороны, слово затирается, нередко приходится слышать, что экологи - это несерьезные ученые. Многие не понимают разницы между экологией и охраной природы, полагая, что экология - это про чистый воздух и промышленные выбросы. 

Так что же такое экология? Наверно, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить немного истории этой весьма молодой науки. 
Итак, экология зарождалась, как раздел биологии, изучающий взаимоотношения организмов со средой их обитания. Первые экологические исследования, пожалуй, стоит отнести к работам отца зоологии Аристотеля. Он описал более 500 видов животных, указав, в том числе, и характер их мест обитания - а это и есть сфера экологии. 

Сам термин "экология" был предложен в 1866 году Геккелем (до этого предлагались другие варианты - "эпирриология", "биономия" - но они не прижились). В сентябре 1866 г. была опубликована его книга «Всеобщая морфология организмов», в которой Э. Геккель дал определение этой науке: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организмов к окружающей среде, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично неорганической природы».

Слово "экология", как известно, происходит от греческих корней "ойкос" - "обиталище" и "логос" - "наука". То есть это наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания (а не наука о доме, как пишут некоторые "остряки"). 

Современное определение экологии звучит следующим образом: 
Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их неорганической средой; о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем. В литературе, несомненно, можно встретить множество определений, то заужающих, то до неясности расширяющих сферу экологии как науки. Данное определение охватывает, прежде всего, область классической биоэкологии. 

Если же говорить проще, то экология изучает отношения организмов со средой их обитания, между которыми возникает множество разнообразных связей. Организмы же благодаря этим связям существуют в природе не как хаотичные скопления, а образуют определенные сообщества - надорганизменные системы (популяции, биоценозы, экосистемы), также являющиеся предметом экологии. А так как все живое организовано в экосистемы (вся биосфера в целом - это тоже экосистема высокого уровня), то человек также оказывается включенным в многочисленные экологические взаимосвязи.  

Итак, экология, в самом широком смысле, - это наука о взаимосвязи и взаимодействии различных факторов среды с организмом. 
Содержание новой науки уточнялось со временем. Поэтому старое определение экологии - общая наука об отношении организмов к окружающей среде, условиям их существования сменилось на новое определение – экология изучает взаимодействие многоклеточных организмов с их средой жизнедеятельности. 
Как и всякая полноценная наука, экология имеет свои постулаты, аксиомы и законы, составляющие парадигму экологического знания. Основные законы и термины касаются определений терминов жизнь и организм и принципов их существования и тоже постепенно дополняются и расширяются новым смыслом.

Самое известное и распространенное на бытовом уровне определение жизни гласит, что жизнь это качественно особая форма существования материи, связанная с самовоспроизводством и эволюцией. Однако такое определение кажется чересчур узким для целостного описания мира. Например, известно, что мулы не способны размножаться и, следовательно, в таком случае, не являются полноценно живыми. 

Другой вариант определения утверждает, что жизнь есть самосохранение путем приспособления к окружающей среде. Аристотель относил к исключительным свойствам живого питание, рост, одряхление. Академик Павлов определял жизнь, как сложный химический процесс. Опарин – как особую очень сложную форму движения материи. Энгельс – как способ существования белковых молекул. А поэт Леонид Андреев писал так: 

«Жизнь, говорил он, стоя меж зеленеющих могилок –

метафизическая связь трансцендентальных предпосылок».

Обобщая эти и многие другие определения жизни, можно отметить, что во всех них указывается некое ведущее свойство, которое отличает живое от неживого. Поэтому универсальное современное определение жизни звучит так: 

Жизнь – это макромолекулярная открытая система, которой свойственна иерархическая организация, способность к самовозобновлению, обмен веществ и тонкорегуляторный процесс. 

Отсюда выводятся следующие свойства и признаки живого:

Свойства живого: 
1. Самовозобновление, которое связано с постоянным обменом вещества и энергии, и в основе которого лежит способность хранить и использовать биологическую информацию в виде уникальных информационных молекул: белков и нуклеиновых кислот. 
2. Самовоспроизведение, которое обеспечивает преемственность между поколениями биологических систем 
3. Саморегуляция, которая основана на потоке вещества, энергии и информации. 
4. Живые организмы способны к росту. 

Признаки живого: 

1. Обмен веществом, энергией и информацией. Обмен веществ – особый способ взаимодействия живых организмов со средой. Он требует постоянного притока некоторых веществ и энергии извне и выделения некоторых продуктов диссимиляции во внешнюю среду. Поэтому организм является открытой системой. 
2. Раздражимость – заключается в передаче информации от внешней среды к организму; на основе раздражимости осуществляется Саморегуляция и гомеостаз.
3. Репродукция – воспроизведение себе подобных.
4. Наследственность – поток информации между поколениями, в результате чего обеспечивается преемственность.
5. Изменчивость – появление новых признаков в процессе репродукции; основа эволюции. 
6. Онтогенез – индивидуальное развитие, реализация индивидуальной программы. 
7. Филогенез – историческое развитие, эволюционное развитие осуществляется в результате наследственной изменчивости, естественного отбора и борьбы за существование. 
8. Все организмы включены в процесс эволюции.

Уровни организации жизни: 
1. Молекулярный уровень. Элементарные структурные единицы – молекулы. Основные явления этого уровня: репликация, биосинтез, мутации, передача информации. 
2. Клеточный уровень. Структурными элементарными единицами этого уровня являются различные органоиды и компоненты клеток. Основные процессы уровня: способность к самовоспроизведению, регуляторность химических реакций, запасание и расходование энергии. 
3. Организменный уровень. Единицей уровня является организм. Основные процессы уровня: возникновение новых организмов, взаимодействие организмов между собой. 
4. Популяционно-видовой уровень. Единицей уровня являются особи, объединённые в популяции, которые в свою очередь объединены в виды. Основные параметры этого уровня: рождаемость, смертность, структура популяции (половая и возрастная), плотность, численность популяции. 
5. Биосферный уровень. Единицей уровня является биогеоценоз. Для этого уровня характерно активное взаимодействие живого и неживого вещества, а также биологический круговорот веществ и энергии. 

Не обязательно использовать именно эту схему уровней организации жизни. В разных пособиях эта схема может выглядеть по-разному, но суть остаётся одна. 

Следующее основное понятие экологии – организм. Организм (по В.И. Вернадскому) – система, замкнутая по структуре, иерархически организованная, неравновесная, самоорганизующаяся, отрытая по обменам веществом и энергией. 

Сегодня мы бы добавили в это определение и обмен информацией. Отметим также, что никак не очерчены механизмы, замыкающие, ограничивающие и управляющие структурой организма.  

По мнению математика А.А.Ляпунова, в свете современных достижений информатики, следовало бы добавить, что организм представляет собой набор информации, ограниченный некоей управляющей системой. Функцией этой системы является переработка информации, поступающей из окружающей среды, и выработка сигналов, новой информации, направленной на изменение или корректировку этой среды с целью поддержания собственного существования. 

Кроме того, еще одним важнейшим свойством всех живых организмов является избыточность функций организма по сравнению с минимально необходимым их набором, направленным на реализацию перечисленных задач. Вообще, такое свойство присуще всем сложным системам, не важно – естественным или искусственным, в которых подобные побочные возможности появляются «автоматически», то ли в ходе эволюции, то ли при их создании и конструировании. Примеров тому вы можете видеть множество в окружающем мире: взять хотя бы сотовый телефон или современный телевизор. 

Для живых систем именно эта заложенная изначально избыточность обеспечивает возможность приспособления и выживания в случае возникновения новых необычных условий обитания, выживание в которых непредусмотрено существующими функциями организма.

Между тем понятно, что человека можно изображать и рассматривать по-разному. Платон, например, определил его как бесперое существо на двух ногах, а когда Диоген стал показывать в трактирах ощипанного петуха, называя его платоновским человеком, он добавил к этому своему определению «плоские ногти». 

В этом киническом издевательстве Диогена чувствуется стремление найти в человеке нечто существенное – то есть то, что философия на долгие времена и обрела в человеческом разуме. Это и понятно: коли человек - разумное существо, то именно в философии - разумной по преимуществу деятельности - дается нам самое яркое выражение его сущности.

Итак, для хранения поступающей извне информации служит система, называемая памятью. Ряд соображений, на которых мы останавливаться не будем, приводит к требованию, чтобы размеры материальных носителей информации были очень маленькими. С другой стороны, необходимо, чтобы хранение информации в памяти управляющей системы было надежным (иначе не будет обеспечена устойчивость организма). Эта означает требование высокой стабильности состояний элементов, из которых складывается память. 

Отсюда следует вывод, что устойчивыми материальными носителями информации могут быть только отдельные молекулы, состоящие из достаточно большого количества атомов. 
Такие молекулы представляют собой квантованные системы. Для изменения состояния подобной молекулы требуется, чтобы она поглотила достаточно большую порцию энергии - например, больше 0,1 эВ. 

(Электронвольт - внесистемная единица энергии, равная энергии, приобретаемой частицей, несущей один элементарный заряд (заряд электрона) при перемещении в ускоряющем электрическом поле между двумя точками с разностью потенциалов 1 в. Для макромира это очень малая величина. Пылинка массой 0,01 миллиграмма при скорости всего 10 см/с обладает кинетической энергией около 300 миллионов эВ. Энергия атома при обычных температурах – несколько сотых эВ). Однако, энергия беспорядочных тепловых движений, которые совершают молекулы, значительно меньше. И они не могут изменить состояния такой молекулы.

В итоге, Ляпунов характеризует жизнь как «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул». Это определение можно назвать «информационным». Такой подход, как мы увидим ниже, оказывается весьма плодотворным при рассмотрении других особенностей живого.

Важной характеристикой всякого тела или системы является их энтропия. Статистическая физика рассматривает энтропию как меру вероятности пребывания системы в данном состоянии (принцип Больцмана). С помощью вероятностной функции энтропии исследуются процессы, приводящие к термодинамическому равновесию, т.е. такое при котором все состояния молекул (их энергии, скорости) приближаются к равновероятным, а энтропия при этом стремится к максимальной величине. Поэтому и говорят о всемирном законе постоянного роста энтропии, так называемой «тепловой смерти Вселенной». 

Благодаря теории информации стало очевидно, что с помощью той же самой функции можно исследовать и такие далекие от состояния максимальной энтропии системы, как, например, письменный текст. Так, автор теории информации Клод Шеннон показал, что в любом исследуемом тексте собственно информация содержится примерно в 20% его объема. Остальное – так называемая избыточная информация, не имеющая смысла новизны.

Для биологических, интеллектуальных и социальных систем вычисление энтропии может производиться на том или ином произвольно выбранном уровне. В любом случае количество сохраняемой в структуре системы информации прямо пропорционально степени отклонения системы от состояния равновесия, обусловленного сохраняемым порядком в структуре системы. 

Если бы живое вещество представляло собой замкнутую (т.е. термодинамически изолированную) систему, в нем непрерывно увеличивалось бы содержание энтропии. Это повлекло бы за собой такое изменение его физических и химических характеристик, которое в конце концов привело бы к прекращению всякой деятельности. 

Следовательно, живой организм должен систематически удалять накапливающуюся энтропию. Поэтому живое вещество должно непрерывно обмениваться с окружающей средой энергией и энтропией, что достигается при помощи обмена веществ. Сам обмен веществ регулируется управляющими системами специального назначения, использующими для этого запасы информации.

В определении Вернадского осуществление в организме иерархической организованности тоже не определено – кем, как, по каким законам структурируется система. Тем не менее, ясно, что всей структурой также должна управлять некая управляющая система. 

Состав структуры организма в определении Вернадского не определен – просто система. Использован только термин «самоорганизующаяся», что указывает на обязательное использование воли и цели теми сущностями, что входят в организм, но они не раскрыты. 

Поэтому не известно, есть ли у них воля и цель, и способы самоорганизации. А ведь есть немало примеров, когда организация даже живых организмов идет вне зависимости от их собственных целей и воли, но под воздействием цели и воли другого организма. А для неживых систем такое волеполагание, разумеется, отсутствует – например, попробуйте дождаться того, чтобы дом построился сам.

Особенностью живого вещества в биосфере является то, что оно состоит из отдельных структурных единиц — организмов. Каждый такой организм, как в информационном, так и в энергетическом смысле представляет собой в значительной степени обособленную единицу и вместе с тем имеет свою собственную структуру. В кибернетике это называется «дискретной структурированностью управления». Под этим понимается иерархическая система подчинения управляющих систем. Суть работы такой системы в том, что функционирование систем более «высокого» уровня изменяет состояние или настраивает системы более «низкого уровня».

Деление живой материи на клетки, органы, организмы, популяции, виды и т. д.
соответствует иерархии управляющих систем. Каждая из этих структурных единиц живой материи управляется своей «автономной» системой, «энергично воздействующей на все, что подчинено, и в свою очередь подчиняющейся медленно действующей управляющей системе высшей иерархической единицы». Таким образом, «надорганизменные» образования (например, виды) значительно более устойчивы, чем отдельные организмы (которые более или менее быстро погибают). Но высокая устойчивость надорганизменных образований возможна лишь при условии появления новых организмов, приходящих на смену старым, т. е. при условии размножения.

Чтобы каждый возникший таким образом организм был устойчив, он должен иметь запас информации, для обеспечения сохраняющих реакций. Совершенно невероятно, чтобы этот запас информации возник в организме самопроизвольно. Новый организм должен получать необходимый для его жизнедеятельности запас информации, а также первоначальную управляющую систему, так сказать, в «готовом виде». Откуда? Только от других подобных организмов, являющихся его «родителями». 

Отсюда следует важнейший вывод, что размножение живых организмов сопровождается «самовоспроизведением информации, или передачей ее от «родителей» к «потомству».

В этом пункте кибернетический подход к проблеме жизни, развиваемый Ляпуновым, непосредственно смыкается с достижениями молекулярной генетики, выявившими определяющую роль ДНК в передаче наследственных признаков. Огромное многообразие комбинаций четырех оснований молекулы ДНК и представляет собой тот запас информации, который передается от «родителей» к «потомкам».

Из кибернетики (и не только кибернетики) хорошо известно, что всякая передача информации происходит на фоне помех, частично ее искажающих. Не составляет исключения и передача наследственной информации. В этом случае искажения в передаче информации носят название «мутаций». 

Под влиянием таких «искажений при передаче» действие управляющей системы может измениться. Это повлечет за собой изменение сохраняющих реакций, что в свою очередь приведет к изменению характера взаимодействия организма с окружающей средой. Такие изменения могут радикально изменить как в ту, так и в другую сторону вероятность сохранения данного индивидуума в борьбе за существование. Именно это обстоятельство и является движущей силой естественного отбора. 

Таким образом, с точки зрения кибернетики самым общим образом и с 
единой точки зрения вполне можно понять основные биологические категории наследственности, наследственной изменчивости и естественного отбора. В перспективе вырисовываются контуры стройной математической теории эволюции. Идеи Ляпунова, по нашему мнению, следует рассматривать как первый, многообещающий набросок этой теории.

Имеются все основания полагать, что в будущем синтез развитых кибернетических и био-физико-химических представлений приведет к полному пониманию сущности жизни. Пока же мы от этого еще далеки, как это хорошо понимал и сам Ляпунов. Тем не менее, для анализа проблемы происхождения жизни на Земле и вероятного многообразия проявлений ЖИЗНИ (в том числе и разумной) во Вселенной уже сейчас идеи Ляпунова, а также примыкающие к ним идеи Колмогорова имеют большое значение.

Таким образом, мы вплотную подошли к понятию живого, как естественной информационной системы. В таком случае и биосфера в целом может рассматриваться как глобальная информационная система.

Отсюда следует, что основным, существенным качеством живых систем, как естественных информационных систем, является их имманентная системная способность (качество) к информационным, т.е. целенаправленным, взаимодействиям, которые в принципе отличаются от любых других видов взаимодействий: физических, химических и т.д. 

Этим и только этим живые системы принципиально отличаются от неживых систем. Поэтому естественные информационные (т.е. живые) системы, или системы способные к реализации информационных процессов, могут иметь любую физическую природу своих структур, при условии, что эти системы будут термодинамически неравновесные, а, следовательно, динамичные и открытые. 
Итак, мы дали определения и раскрыли суть основных понятий экологии: жизнь и организм. 

Теперь рассмотрим основные законы экологии и ее предмет изучения. 
Основные законы: 
принцип Реди: «Все живое происходит только от живого» и
закон Шелдорфа: «Любой организм имеет верхние и нижние границы устойчивости к любому экологическому фактору» (его можно упростить до - «Существую в интервале»). Отметим, что эти положения также укладываются в рамки кибернетических представлений о процессах передачи и распространения информации.

Итак, экология изучает взаимосвязи: 
- между организмами (включают пищевые и непищевые взаимосвязи); 
- между организмами и средой их обитания; 
- взаимосвязи внутри экосистем на уровне биогеоценоза. 

Соответственно, структура классической биоэкологии включает аутэкологию (экологию отдельных организмов), демэкологию (экологию популяций и видов), синэкологию (экологию сообществ организмов). 

На стыке экологии и других научных дисциплин (медицины, педагогики, юриспруденции, химии, технологии, агрономии и так далее) рождаются новые научные направления. В широком смысле слова экология выходит за рамки чисто биологической отрасли знаний. Особо следует отметить такой раздел, как социальная экология - то есть экология человеческого сообщества, изучающая взаимоотношение социума и Природы. 

В заключение, будет полезным развести экологию и некоторые другие науки и понятия, которые часто смешиваются, что создает невообразимую путаницу. К экологии иногда неверно относят ряд дисциплин. Так, природопользование и охрана природы не являются разделами экологии. Другое дело, что в последнее время стало ясно, что нельзя организовывать природопользование и охрану природы, не применяя экологических методов и не используя экологическое знание. 

Итак, культура (повторяю, в самом общем смысле – сфера человеческой деятельности и человеческого духа вообще) ныне представляет собой неотъемлемую часть структуры нашей планеты. Эволюция видов происходит на биологическом уровне, а эволюция ноосферы – на ином, духовном уровне.

Таким образом, по аналогии с биосферой, имманентным свойством культуры является ее направленная изменчивость или эволюция. Изменения культурных явлений происходят как внутри них, имеются в виду изменения во времени, так и вне, иными словами – происходят взаимодействия между ними или изменение их в пространстве. Так осуществляется трансформация культуры из одного состояния в другое, ее эволюция. Рассмотрим основные виды и пути эволюции культуры.

В процессе культурной эволюции рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы культурного опыта, причем интенсивность этих процессов во многом определяется источником их происхождения. 

При рождении новой культуры возникают новые ценности и символы, которые затем закрепляются в культурных артефактах, становятся памятниками культуры. При этом важно, чтобы они не только сохранялись, но и воспроизводились, раскрывая свой смысл для новых поколений. 

Сохранение, поддержание и обновление этих ценностей и смыслов позволяет обеспечить поддержание привычных норм и ценностей, сложившихся в обществе. Поскольку они проверены временем и многолетней практикой, то следование им обеспечивает привычные условия жизни. Самобытность любой культуры обеспечивается наличием таких передающихся из поколения в поколение элементов культурного наследия, включающих в себя как традиционные явления культуры, так и более динамичные, как общественные институты, нормы и ценности.

Культурная эволюция осуществляется несколькими способами:
- культурное генерирование;
- культурное заимствование;
- культурный обмен, или синтез;

Наиболее сложным и уникальным является культурное генерирование или культурогенез, т.е. создание новых, никогда не бывших культурных элементов, не имеющих аналогов в предыдущих и параллельных культурах и временах. Собственно этому процессу и посвящено основное содержание культурологии в целом. 

С позиций эволюционной теории основной причиной Культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования. Это происходит путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существенную роль в этом процессе играет также индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах. 

Вопросы истории происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов 19 в. (Спенсер, Л. Морган, Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей. В 20 в. проблемами истории генезиса культуры и ее отдельных специализированных областей занимались многие историки, социологи, этнографы, археологи, искусствоведы, религиоведы и пр., однако общая теория Культурогенеза стала предметом изучения и разработки лишь в самое последнее время. 

Структурно в Культурогенезе можно выделить такие частные процессы, как: 
1. генезис культурных форм и норм, 
2. формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнических, политических, конфессиональных и др.), 
3. формирование межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентаций. 

В общем виде генерирование культурных форм можно структурировать на фазы: 
- инициирование новаций ("социальный заказ", творческий поиск и т.п.), 
- создание новых культурных форм, 
- своеобразный «отбор» их функциональной и технологической эффективности,
- внедрение отобранных в ходе "конкурса" форм в социальную практику интерсубъектного воспроизводства и интерпретирования. 

Некоторые формы, заимствуемые извне или "реактуализируемые" из культур прошлого, сразу включаются в фазу конкурсного отбора. 

Генезис культурных норм по существу является продолжением формогенеза, при котором в процессе интеграции форм в социальную практику часть из них обретает статус новых норм и стандартов деятельности и взаимодействия в данном сообществе (институциональных – с императивной функцией, конвенциональных – с "разрешительным" характером, статистических – с неопределенным типом регуляции). Некоторые формы входят новыми элементами в действующую систему образов идентичности воспринимающего их коллектива людей. 

Формирование культурных норм может происходить по деятельностному и этническо-территориальному принципам. Генезис социокультурных систем, складывающихся по деятельностному признаку (по профилям деятельности и взаимодействия субъектов), проходит следующие фазы:
- вызревание "социального заказа" на новые виды деятельности, 
- практическое формирование технологий, приемов и навыков этих новых направлений в процессе разделения труда, 
- выделение субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики, 
- рефлексия эффективности и выработки стандартизированных норм осуществления этой деятельности и обучения ей (становление профессий, специальностей и специализаций), 
- сложения профессиональных объединений субъектов этих видов деятельности (цехов, гильдий, орденов, союзов и пр.) 
- постепенного объединения родственных по социальным интересам цехов в крупные социальные общности (сословия, классы, касты и т.п.) с развертыванием специфических профессионально-культурных черт в комплексные социальные субкультуры. 

Генезис этнокультурных систем, к которым в конечном счете могут быть отнесены любые сообщества, формируемые по территориальному принципу, включает фазы: 

- появления факторов, локализующих группы людей на определенных территориях и стимулирующих повышение уровня их коллективного взаимодействия, 
- накопления исторического опыта их совместной жизнедеятельности, 
- аккумуляции этого опыта в ценностных ориентациях, 
- реализации доминирующих ценностей в социальной самоорганизации, чертах образа жизни и картин мира 
- и, наконец, рефлексии черт, накопленных на предшествовавших фазах этногенеза, и преобразования их в системы образов идентичности данных сообществ. 

Исследование генезиса межэтнических культурных конфигураций – хозяйственно-культурных, историко-этнографических или культурно-исторических (цивилизационных) общностей, так же как и исторических типов культур с разными экзистенциальными ориентациями – 
эко-адаптивными (первобытными), 
историко-идеологическими (раннеклассовыми), 
экономико-социальными (нововременными), 
– относится уже к области чисто теоретического моделирования.

Итак, мы видим, что в целом генезис этих макромасштабных явлений культуры может быть описан в парадигмах формо-, нормо-, социо- и этногенеза культуры, а также процессов диффузии культурных форм. 

Но наиболее распространенным способом культурной эволюции является культурное заимствование или культурная диффузия, т.е. использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Как не бывает одинаковых людей, так не может быть двух культур, имеющих одинаковый уровень развития. 

При соприкосновении двух культур, одна из которых является менее развитой, последняя воспринимает культурные элементы из более развитой культуры. Однако, это, как правило, относится к отдельным небольшим коллективам людей, представляющим собой замкнутые социальные группы, например, художественные или властные элиты. Большинство населения сохраняет при этом многие родные им обычаи и ценности.

Такое восприятие может осуществляться разными путями: 
- экономическим, через потребляемые товары;
- информационным, через СМИ;
- личным, через контакты индивидов.
Восприятию подлежат те культурные элементы, которые позволяют народу-реципиенту выживать среди других народов в условиях изменяющегося мира, а также отвечает внутренним потребностям народа.
Эффективность культурных заимствований определяется:
1. степень дифференциации общества, или наличием социокультурных слоев, готовых воспринять нововведения.
2. интенсивность контактов.
3. условия контактов (насильственные контакты могут породить реакцию отторжения).
4. восприимчивость к нововведениям.

Культурная диффузия реализуется, как стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Распространение культуры — особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не сводимая к этим процессам. 

Каналами К.Д. служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. 

Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами (полицейскими и преступниками) и классами, например между высшим и низшим, поэтому различают два ее направления: 

1) горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой К.Д. (заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона); 
2) вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, его называют стратификационной К.Д. (заимствование аристократией элементов простонародного говора). 

Стратификационная К.Д. имеет два направления: восходящее (сверху вниз) и нисходящее (снизу вверх). Культурная диффузия предполагает один очаг высокой культуры, из которого по всем странам мира распространяются его достижения.

Культурная диффузия стала предметом изучения так называемого диффузионизма. В центре его внимания процессы, не получившие достаточного отражения в эволюционных теориях, исходивших из понимания культурного как реализации имманентно присущего ей потенциала. 

С позиций диффузионизма любая культурная форма (язык, институт, норма и т.д.) возникает в культуре единожды как инновация, и далее проходит сложный путь трансформации и заимствования ее другими культурами. Культурная диффузия, не имеющая аналога в биологическом развитии, мыслится как основная составляющая специфически человеческих культурных процессов.

Культурный синтез представляет собой взаимодействие и соединение культурных элементов, присущих разным культурам или временам, в результате которого возникает новое культурное явление, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качество. Необходимым условием культурного синтеза является наличие недостаточного развития в некоторых сферах в одной культуре. 

При этом исходная основа культуры сохраняется в целости. Такой способ эволюции культуры присущ многим развивающимся странам. Классический пример - это страны Юго-Восточной Азии, Япония. Хотя, строго говоря, в культурах этих стран больше элементов подражания, чем создания нового. Существует и альтернативный взгляд на это процессы.Так, в современной американской антропологии существует понятие АККУЛЬТУРАЦИЯ — процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин Аккультурация используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Близкими к нему по значению являются такие термины, как “культурный контакт” и “транскультурация”. Понятие А. начало использоваться в американской культурной антропологии в конце 19 в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах североамериканских индейцев (Ф. Боас, У. Холмс, У. Мак-Джи, Р. Лоуи). Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е гг. данный термин прочно закрепился в американской антропологии, а процессы аккультурации стали одной из основных тем эмпирических исследований и теоретического анализа.

Категория: Текст лекций | Добавил: Bill
Просмотров: 14872 | Загрузок: 0 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 4.1/8 |
Всего комментариев: 131 2 »
13 Ирина  
0
Экология сейчас просто ужасна(( Скоро все статьи по биологии будут не актуальны. Надо хоть немного обезопасить себя от вредных факторов. Для себя и ребенка выбрала энтеросгель.

12 Andrei7027  
0
на данном веб-блоге собран большой выбор интересных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1149.html - как настроить ресивер gs 8306

11 Oksana5764  
0
тут на вышеприведенном веб-сайте подобран огромный ассортимент новостей о ` http://www.infosuper.ru/ - Заработок.

10 Larisa3136  
0
Привет. Сделала для себя открытие: я уже 2 года пользуюсь браузером opera, но лишь сегодня узнала о том, что для нее можно установить аддоны!!!!У меня естьhttp://www.opera-all.com/ - _великолепная идея, а именно: давайте делится ими!

P.S. Я запостила в раздел this - туда? Если нет, переместите!

9 Angela1850  
0
здесь на вышеприведенном веб-ресурсе http://www.justlady.ru/articles-143371-kak-otlichit-naturalnuyu-zamshu - http://www.justlady.ru/ собран огромный ассортимент умных статей на тему шоппинга. здесь на официальном сайте все статьи предоставлены абсолютно бесплатно.

8 Tanya0246  
0
тут на веб-ресурсе http://www.justlady.ru/articles-145615-kavitaciya-pohudenie-bez-diet - http://www.justlady.ru собран огромный набор умных статей на тему диет. тут на веб-сайте все статьи предоставлены всем желающим.

7 Katya9820  
0
Всем приветик! Давайте далиться последними просмотренными вами фильмами!
Меня недавно впечатлил фильм Мужчина с гарантиейhttp://kinokorsar.ru/ - . По-моему отличный отечественный фильм про взаимоотношения людей.
А вчера мы с мужем сходили на фильм Порочнакя страсть. Интересный фильм о семье, любовнице, деньгах, Тиме Роте и разрушении всего обыденного. Ричард Гир немного постарел, но актерская игра бесподобна!
Какие еще фильмы вы можете посоветовать? хочется чего-нибудь в этом же духе.

6 Olya8466  
0
Здравствуйте, друзья. Мы с мужем въехали в новую квартиру, ремонт в которой, похоже, не делался никогда. В связи с тем, что на ее покупку пришлось продать старый дом, отдать все сбережения и даже немного занять у родителей, финансовая ситуация не позволяет воспользоваться услугами ремонтных бригад.
А, тем не менее, у нас маленький ребенокhttp://strojdomsam.ru/ - , который просто не должен жить в таких условиях!
Вот я и думаю, как максимально сэкономить на ремонте и хотим попробовать сделать его своими руками.
Но дело в том, что у нас нет никакого опыта, поскольку муж больше головой работает, чем руками, да и боюсь, что придется потом переделывать все и исправлять, а это может повлечь еще большие расходы.
Поделитесь опытом, может кто-то знает, как сделать ремонт подешевле и за что можно взяться самим, а к чему привлекать мастеров.
Заранее благодарна.

5 PekbiarVeisee  
0
Нет ничего сложнее, чем купить подарок для дорогого, любимого мужчины или выбрать презент начальнику, другу. И нет ничего проще, чем сделать это у нас! Для решения всех проблем и создан наш Интернет магазин подарков.
Одним из основных наших направлений является продажа подарков для мужчин. У нас всегда в наличии большой ассортимент подарочных наборов, от недорогих до элитных, например таких, как http://vam-podarki.ru/show_cat2.php?grid=6007 - наборы для пикника интернет магазин. Рекомендуем купить набор для покера для азартных людей, которые увлекаются замечательной игрой - покер, они обязательно оценят такой подарок по достоинству.

4 unfastReene  
0
на вышеприведенном веб-сайте [url - http://ublaze.ru/ вы сможете взглянуть на огромный ассортимент уникальных статей. на тему http://ublaze.ru/forum/ftopic1129.html - Настройка программы SlyControl. у нас на веб-блоге все статьи выложены бесплатно, без прочей регистрации.

1-10 11-13
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]