Каталог файлов

Главная » Файлы » Проблемы испанской культурной идентификации » текст лекций

Тема 16.1. Майорка
[ ] 08.06.2010, 22:15


Жасмин, акации, песчаные тропы

спящий кипарис,

который с ветвью, полной

невидимых крыльев, приходишь ночью

и на рассвете ты казался башней гармонии.

 

Пальма де Майорка, где он писал на мраморных столах Томеу, гуляла по аллее Борне и вечерами собиралась в салонеБетховена, островном центре поколения 98. Она так околдовала Сантьяго Русиньоля, который с воодушевлением написал об этом чудесном открытии:

 

Любезный читатель: если ты страдаешь неврастенией или тебе кажется, что страдаешь ею, что одно и то же; если ты ошеломлен шумом современной цивилизации, постоянной спешкой, торопливостью и боязнью опоздать..., и ты хочешь немного покоя, заслуженного в своей жизни, в которой никому не нанес вреда, последуй на остров, который я укажу тебе, на остров, где всегда царит спокойствие, где мужчины никогда не торопятся, где женщины никогда не стареют, где слова не теряют своего значения, где солнце задерживается в небе дольше, чем где-нибудь ещё, и где даже сеньора Луна передвигается более медленно, пораженная ленью.

Здесь, в столице главного острова Балеар, Русиньоль встретился с Гауди, художника трагического склада и создателя каменного сна - огромного собора Саграда Фамилия, самого великого архитектора Каталонии со времён средневековья, забытого предвестника новой религиозной эры и последнего строителя соборов.

Это известная история, которую Пла рассказывал неоднократно. Она произошла, когда знаменитый архитектор работал над созданием собора на острове Майорка по заказу епископа Педро Хуан Кампинс Барсело: творением столь же спорным и незаконченным как Саграда Фамилия, как симфония Шуберта, и настолько полным трансформаций и их обещаний, что известные схемы искусства никогда не могли бы их принять.

Пла, встречаясь с Гауди, часто спрашивал у него: «Как вы думаете, когда будет закончена Саграда Фамилия?»

И Русиньоль тоже задал ему этот вопрос. Ггениальный архитектор, который был католиком и свято верил в непогрешимость Папы, епископскую власть и вечную философию Церкви, ответил ему то, что он обычно отвечал на это: «Собор - это не работа того поколения, которое её начинает. Тем, кто начинает строить его, он никогда не кажется законченным. Собор – это работа трех или четырех поколений, иногда двух или трех веков»...

Осталось воспоминание о прошлом, потерянном утонченным поэтом Дельс Сантс Оливер, и сумеречная тень декадентской аристократии, которую офранцуженный Льоренс Вильялонга вспоминал в своём чудесном романе «Беарн или кукольный зал». И воспоминание Роберта Гравеса, который гулял по острову, как Унамуно по полям Кастилии, не помня то стихотворение, которое предвещало сумасшествие и трагедию 1936 года: «Его эпитафия - кровавая луна», и вёл уединённую жизнь в атмосфере спокойствия и труда, оставляя иногда его ручку и чернильница ради заботы о своём огороде или прогулки между оливковыми деревьями: «Море в спокойствии вдалеке от долины / легко простиралось без горизонта...»

И, меж грустью Ховельяноса, заключенного в замке Бельвер, и уже далекими шагами художника Жоана Миро, остается мимолетный и болезненный силуэт Шопена, уже довольно пожилого и больного человека, который с дышит трудом и должен делать длительные перерывы, чтобы восстановить силы после приступа кашля и лихорадки, которые каждый раз зловеще и неотвратимо напоминают ему о том, что всё - музыка, любовь, Париж и сон - должно закончиться в срок, который иссякает с неимоверной скоростью.

На тишину, опошленную непрерывным потоком туристов, которые бродят между стенами и крытыми галереями картезианского монастыря Вальдемосса, отзывается другая тишина, тишина польского композитора. Та же тишина, которая сопровождала его всегда, даже в счастливые моменты на Майорке, проведённые вместе с Жорж Санд. Та же самая тишина, которая на короткое время станет тонким источником его музыки, не похожей ни на какую другую, и которая оставит нам воспоминание том, кто через десять лет после его пребывания на Золотом острове, в 1849 г., снова оказался в Париже, где жизнь покидала его под звуки хрупкой славы весны, мощной ясности лета, слабых аккордов осени и мрачного прихода зимы.

 

 

Категория: текст лекций | Добавил: Bill
Просмотров: 754 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]