Так
было с Институтом Гуманизма, созданном в 1948 г. Ортегой и Гассетом и Хулианом Мариасом,
с которым сотрудничали арабист Эмилио Гарсия Гомес, историк и антрополог Хулио
Каро Бароха, искусстввед Лафуенте Феррари и Луис Дьес дель Коррал. Хосе Луис Лопес
Арангурен начал здесь свою педагогическую и исследовательскую деятельность в
пятидесятых годах, а Зубири напечатал в 1962 г. работу «О сущности», основанную на
философском осмыслении условий фактической реальности и сущности и
индивидуальности вещей и человека.
Взглянем на литературу. Жозеп Пла в его старой усадьбе
в Ампурдане, Висенте Риско в Оренсе, Альваро Кункьейро в глуши Мондоньедо и Льоренц
Вильялонга на Майорке продолжали создание превосходных литературных миров. В 1942 г. Камило Хосе Села напечатал
«Семью Паскуаля Дуарте», в 1956 был отмечен премией «Джарама», прекрасный роман
Рафаэля Санчес Феерлосио, а в 1967
г. Хуан Бенет напечатал «Ты вернешься», фундаментальный
труд, без которого трудно будет понять такие непохожие вещи как «Если они скажут
тебе, что я упал» Хуана Марсе или «Beatus ille» Антонио Муньос Молины.
Леон Фелипе, один из самых боевых, значительных и
популярных голосов эмиграции, сказал, что после 1939 года Испания осталась без
песни, но он ошибался, и позднее сам это признал. Ведь там остались такие поэты
как Висенте Алеиксандре, Херардо Диего и Луис Розалес. «Барабанная дробь
сознания» Бласа де Отеро:
Сейчас
я возвращаюсь к себе и к своей работе,
Став
бессмертным: какой-то смелый праздник
жизни
и смерти. Остальное излишне.
Путешественник
по миру галлюцинаций и автор репортажей Хосе Йерро:
Поздно
понимается простое.
Поздно
находится красота. Не мёртвых глаз,
а
мира. Я бессилен вас в этом убедить.
Неповторимый
внутренний космос Сальвадора Эсприу:
Иногда
необходимо и обязательно,
чтобы
человек умер за народ,
но
никогда не должен умирать целый народ
за
одного человека:
помни
это всегда, Сефарад.
Также
было поэтическое поколение Адонаисов или пятидесятых годов, бывшие теми детьми,
которые узнали смерть и свободу во время гражданской войны и потом строили себя
перед невежественной и кровожадной властью и которые, несмотря на общий дух поэзии
этого поколения, сегодня нам кажутся очень личными и совсем разными: это Хосе
Анхель Валенте, Хосе Мануэль Кабальеро Бональд, Клаудио Родригес, Франсиско
Бринес, Карлос Саагун, Анхель Гонсалес, и группа Барселоны, Карлос Барраль,
Хайме Хиль де Бьедма, Габриэль Ферратер, Хосе Агустин Гоитисоло...
Режим Франко казался защищённым от влияния
истории своими пропылёнными и закалёнными полками. Тем не менее, даже в нём
оставались отдушины для анализа и точного описания прошлого, которые
использовали Жауме Висенс Вивес, Хосе Антонио Мараваль, Мигель Артола и Антонио
Домингес Ортис. По-прежнему дышит недремлющая фантазия в кино и театре. Там действует
великий новатор юмора Жардьел Понсела и драматург, фельетонист и юморист Мигель
Миура, который в 1943 г.
дал премьеру пьесы «Ни богач, ни бедняк, а всё наоборот» и в 1953 г. «Три цилиндра». Там
же критический аскетизм Альфонсо Састре и Антонио Буеро Вальехо, который,
начиная с «Истории лестницы», представляет публике свои ежедневные небанальные сценки
из личной и общественной жизни. Поссибилизм – как политическое течение,
требующее всегда проводить линию свободы, пока власть не сдастся - создал откровенно
социальные и критические фильмы Бардема («Смерть велосипедиста», 1955 г.), киносценариста
Рафаэля Аскона и замечательного режиссёра Луиса Гарсия Берланга («Пласидо», 1961 г.; «Палач», 1963 г.) или интересное
сотрудничество между Элиасом Керехетой и Карлосом Саурой.
Диктатура не превратила Испанию ни в
интеллектуальном плоскогорье, ни в Сибирь идей и красоты. Сороковые годы стали
годами внутренней ссылки Миро, когда он создал серию картин «Барселона» -
пятьдесят литографий неистовой агрессивности, траурных и саркастических вспышек,
восстания и обвинения. Пятидесятые были десятилетием, в котором обратила на
себя внимание творческая зрелость Антони Тапьеса и завершился путь Мануэля Мильяреса. Это была эпоха,
в которой скульпторы Эдуардо Чильяда и Хорхе Отьеса создали ворота и «Благочестие»
для святилища Аранзазу, работы
архитектора Саенс де Оиса, один из лучших образцов испанской архитектуры. Ещё
примеры? Удивительное здание Белых Башен того же Саенс де Оиса в Мадриде, или дом
Торговли Хосе Антонио Кодерча и Мануэля Вальса в Барселоне.
Шестидесятые, к которым относятся две
эти внушительные конструкции, оживляют пустынную панораму. Ещё один хороший
пример это живопись. Тщательный поэтический и меланхолический реализм Антонио
Лопеса, который обладает способностью разгадки того тайного чуда, которое есть
в вещах и существах, двойной загадки их длительности и силы. Чрезмерное
искривление и неистовая, жестокая и гротескная экспрессивность Антонио Сауры
заново интерпретирует историю Испании, возвращая взгляд «Снов» Кеведо и черной живописи Гойи.
Обильный неформализм Луиса Гордильо, созданный из раздвоений, искривлений и
раздробления, когда ничто не может оставаться самим собой и замещается другим.
Или поп-арт Эдуардо Арройо, который ни от чего не отказывается, ни от намеков, ни
от принципиальных заявлений, ни от встреч и пародий прошлого, и который в «Переделанный
Миро, или несчастья сосуществования» создаёт провокацию, представляя мотивы Миро
как служанок, открывающих дверь политической полиции, а именно, в Политико–Социальной
Бригаде. Искусство авангарда, говорит нам Арройо, это не инструмент борьбы, а способ изображения, который, благодаря его форме и
подтексту, позволяет показывать вещи такими, как они есть.
Этот список художников, архитекторов, писателей,
поэтов, историков или философов не претендует на полноту. Он всего лишь
отражает то, что не должно быть забыто: что культура не была уничтожена, что
художественное и интеллектуальное сознание не умерло внезапно в 1939 г.и не началось с нуля
вслед за смертью Франко. Проходят войны, поражения и победы, но остаются книги,
остается искусство и осталось то, что было создано на одном и другом берегу
Испании – внутри и вне её. Воспоминание не может обходиться без правды.
Барселона была, без всякого сомнения,
городом, который лучше всего показывал всю реальность культурного поражения франкистского
режима. Диктатура сороковых и
пятидесятых была удушающей, и никогда не прекращала наносить удары,
иногда очень жестокие, но динамизм художественного мира и интеллектуального
создания помог пережить маргинализацию и тишину. Скульптура Анхеля Ферранта,
живопись Таписа и Сауры, весёлая игра Хоана Бросса, архитектура Рикарду Боффиля,
Ориоля Боигаса и Хосе Антонио Кодерча, появление в 1963 г. движения новой песни
и его культовых фигур – Раймон, Серрат, Льюис Льяч... и деятельность Дж.В.Фуа и
Жосепа Пла, группы Хиля де Бьедма и Карлоса Барраля, сияние поэзии Гимферрера
или новейшая антология, под редакцией литературного директора Редакции 62 и
писателя Хосе Марии Кастельера, которая
объединила разные группы и испанских и испано-американских писателей и стала
рупором всех возможных идей и течений, которые по мнению путешественника предлагала Барселона.
Как неоднократно вспоминал Варгас Льоса,
Барселона в конце шестидесятых годов была многообразным, богатым, разносторонним
городом, культурным центром, известность которого выходила далеко за границы
Испании. И не только, потому что ее посещало множество европейских писателей и
интеллектуалов, а потому что Барселона превратилась в это время в культурную
столицу, по крайней мере, испано-американской литературы. Она стала ею,
благодаря той вере в испанских писателей, которую хранил все эти годы редактор
и издатель Сеикс Барраль. В Барселоне жили Гарсия Маркес, Хосе Доносо и Варгас
Льоса, здесь часто бывали Карлос Фуентес и Хулио Кортасар. И может быть самое
важное: молодые испано-американские писатели приезжали сюда в эти годы,
привлеченные тем престижем и той мифологией, которые создавала Барселона.
Из-за многого того, что Васкес Монтальбан
позже, уже в нынешнюю эпоху подлинной культурной индустрии, отмечал в
одиночестве немой страны – «дальше История, / а здесь / песочные печенья Асторги/
и поцелуй в затылок», а Хосе Мария Кастельер, считавший себя погруженным в
бесконечную пустоту и полагавший, что всё охвачено тоской предрешённого, действительного
и всегда несущественного, что есть в этой Барселоне конца шестидесятых, как в
Мадриде Умбраля и группы «Журнала Запада» - Арангурена, Лаина, Ридруэхо, Мариаса
– зачатка демократии сегодняшнего дня. Это увидел романист и мексиканский
эссеист Серхио Питоль, экс-посол Мексики в Праге, завзятый путешественник, и
один из самых важных участников культурной жизни Барселоны в начале семидесятых
годов, в те неповторимые дни, когда
пережила свой взлёт и падение левая Барселона. Его пребывание здесь стало для
него «ежедневным уроком свободы»:
20 июня 1969, в полночь, я прибыл в
Барселону со станции во
Франции. Я не знал этот город. Я попросил водителя
такси
рекомендовать мне приятную и дешёвую гостиницу, и он отвёз
меня
меня в заоблачный хостел в направлении Эскубильерса. Я
собирался
дождаться там высланных мне из Мексики денег, чтобы
продолжить
мое путешествие, а также приглашения на коллоквиум в
Варшаве, или
встречи с моей
подругой Софией, без которой я не смог бы получить
польскую визу. Вместо трех недель, которые я собирался
провести в
Барселоне, я остался тут на три года. Воспоминание об
этих временах,
о прекрасных друзьях и постоянных сюрпризах волнуют
меня и
сегодня. Мое пребывание в этом городе, несмотря на
начальные
сложности и целый ряд пугающих ситуаций, которые
кажутся
преддверием Страшного Суда, когда они происходят, но
заканчиваются
тем, что растворяются в воздухе, дало мне ежедневные уроки
свободы.
|