Каталог файлов

Главная » Файлы » Экология культуры » Текст лекций

Часть 06. Мультимедийные коммуникации и мультимедийная культура.
[ ] 15.04.2009, 20:07
Итак, современное общество является информационным, и соответствующая ему культура тоже становится информационной, но также, в силу своей инерционности, она все еще сохраняет существенные черты постмодерна уже содержащего в себе многое от будущей информационной культуры.

«Третья волна цивилизаций», как назвал ее в 1980 г. американский футуролог Алвин Тоффлер обрушивает на головы их обитателей огромное количество информации. Но именно в обществе с переизбытком информации последняя становится мощным средством манипуляции общественным сознанием. Причем особенностью этого этапа развития СМИ стал тот факт, что успешность сообщенной информации по средствам масс-медиа зависит прежде всего не от ее истинности, а от ее убедительности. 

В связи с этим вспоминается известная шумиха американских журналистов по поводу высадки на Луне Нейла Армстронга в 1969 г. До сих пор есть много сторонников того, что вся эта эпопея была поставлена и снята в Голливуде и затем показана по телевидению. И в самом деле, колышущийся будто на ветру американский флаг на поверхности Луны и глубокие и четкие следы астронавтов в абсолютно сухом лунном грунте, и поныне заставляют многих сомневаться в истинности показанного в том знаменитом репортаже.

Более свежий пример связан с именем одного из наиболее авторитетных философов 
современного Запада - Жана Бодрийяра. В своих рассуждениях об искажающей роли 
средств массовой информации 1993 г., он сознательно допустил провокативное утверждение 
по поводу американо-иракского конфликта в Персидском заливе в январе 1991 года, что 
якобы вообще все военные действия там проходили лишь на дисплеях компьютеров, и что 
«войны в заливе не было».

Вообще постмодернизм как художественное и философское направление отличает то, что каждое высказывание в нем понимается именно как отсылка к тому или иному произнесенному ранее высказыванию. Таком образом современная культура постмодернизма в целом по своей стилистике является культурой цитирования. При этом автоматически особое значение приобретают понятия виртуальной реальности и гипертекста.

Понятие виртуальной реальности появилось и завоевало умы в 80-90-х годах. Вначале оно имело более или менее технический смысл, означавший ту иллюзорную «искусственную реальность», которая возникала перед глазами пользователя компьютерных игр определенного типа. Однако постепенно значение этого выражения стало расширяться и с виртуальными реальностями стали ассоциироваться прочие типы реальности - реальности сновидения, бреда, в конце концов, вообще любого измененного состояния сознания. 

Но поскольку в определенном смысле состояние сознания любого человека является измененным по отношению к состояниям сознаний других людей, то в этом смысле можно говорить о том, что каждая индивидуальная реальность является виртуальной. 
В философии таких виртуальных реальностей действительный мир сливается с виртуальными реальностями человеческих сознаний и придуманными этими сознаниями дискурсами — идеологическими, риторическими, художественными, религиозными.

Гипертекст компьютерного типа представляет собой нелинейную систему, поскольку обладает ограниченным числом высказываний первого порядка и несколькими сотнями команд, шифтеров, которые позволяют прерывать чтение в любом месте и при помощи комбинации нажатия клавиш менять сюжетную стратегию, разыгрывая один за другим альтернативные варианты интриги.

Поэтому принято считать, что исследователь постмодернистского текста может, по сути, выступать как соавтор этого текста, поскольку в предельном случае постмодернистский текст выступает как гипертекст, то есть такое художественное построение, которое зиждется на нелинейном и многократном прочтении. 
Прообразом постмодернистского гипертекста, по-видимому, является роман X. Кортасара «Игра в классики», где каждую главу можно читать двояко: 1) так, как она представлена в тексте; 2) в соответствии с особым ключом, который приложен автором к роману. 

Наиболее известные примеры. 

Модернистским бестселлером 80-х годов является роман известного итальянского филолога и семиотика Умберто Эко «Имя розы». Этот роман построен следующим образом. На первом уровне его высказываний — история Адсона — молодого человека, послушника бенедиктинского монастыря — и его наставника Уильяма Баскервильского, философа, ученика Оккама. 

Однако на втором (тоже лежащем почти на поверхности) уровне восприятия истории похождений средневековых героев, раскрывающих преступления в монастыре, находится ситуация, связанная с системой персонажей, стилистикой и сюжетными ходами рассказов Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. При этом Холмсу очевидно соответствует мудрый Уильям Баскервильский (прозрачный намек на повесть «Собака Баскервилей»), а Ватсону, естественно, — Адсон. 

Примером чрезвычайно сложного построения модернистских высказываний является творчество замечательного сербского писателя («балканского Борхеса») Милорада Павича. В его главном и наиболее известном произведении — романе «Хазарский словарь» — рассказывается история принятия хазарами в IX веке новой веры. Текст действительно строится в виде статей словаря, посвященного истории Хазарии, но каждый из трех томов словаря — христианский, исламский и иудейский — толкуют хазарский вопрос в свою пользу, то есть христианские источники исходят из того, что хазары в IX веке приняли христианство, исламские источники исходят из того, что хазары приняли ислам, а евреи — из того, что хазары приняли иудаизм. 

При этом характернейшей особенностью данного произведения является то, что практически каждое высказывание является цитатой другого высказывания из другой статьи «Словаря».
В результате роман представляет собой сложнейшее хитросплетение внешне противоречивых, но внутренне чрезвычайно последовательных высказываний.

Итак, постмодернизм создавался, как средство для управления и манипуляцией массовым сознанием. Убедительность и эффективность постмодернизма, таким образом, основана на:
1. многократном и многочисленном цитировании;
2. использовании средств масс-медиа, работающих с использованием виртуальной реальности.

Важнейшую роль в этом играют телевидение и сетевые технологии, реализующиеся с помощью вычислительной техники.

Начало развития фототелеграфии связано с проектами А. Бейна (1842 г.), Ф. Бэйкуелла (1847 г.) и Дж. Казелли (1862г.) в области фототелеграфии. Но их подход даже в теории не давал возможности наблюдать удаленные объекты в движении в момент передачи независимо от расстояния и оптических препятствий, т.е. не решала в полной мере задачу видения на расстоянии.

Основная трудность состояла в невозможности получить достаточно сильный сигнал изображения вследствие невысокой чувствительности селенового фотосопротивления. В таком состоянии находилось телевидение, когда эта проблема привлекла внимание русского ученого Б. Л. Розинга. 

Начало его практических исследований в области передачи изображений, которую он называл электрической телескопией, относится к 1897 г., когда он познакомился с преподавателем электротехники, капитаном артиллерии К. Д. Перским. Так же как и Розинг, он интересовался вопросами передачи изображений на расстояние и следил за всеми новыми достижениями в этой области. 

Кстати, именно К. Д. Перскому принадлежит приоритет на термин "телевидение", который он впервые употребил в докладе "Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)", прочитанном им на 1-м Всероссийском электротехническом съезде в 1900 г., а за тем на Международном электротехническом конгрессе в Париже. 

Первое предложение по электронному телевидению было сделано русским ученым Б. Л. Розингом, который 25 июля 1907 г. получил "Привилегию за № 18076" на приемную трубку для "электрической телескопии". Трубки, предназначенные для приема изображений, получили в дальнейшем название кинескопов. 

Однако в то время, как это часто бывает в технике, поначалу распространение получили т.н. механические телевизоры с вращающимся диском Нипкова (1200 элементов при 12,5 кадра в секунду). По простоте устройства механический телевизор был доступен многим радиолюбителям. Прием телевизионных передач осуществлялся во многих отдаленных пунктах нашей страны, правда, передачи были статическими и немыми. Они принимались напольными проекционными телевизорами, установленными в клубах и дворцах культуры. Размер экрана такого телевизора составлял около половины современной визитной карточки.

Первые передачи телевизионных изображений по радио в СССР были проведены 29 апреля и 2 мая 1931 г. 
Они были осуществлены с разложением изображения на 30 строк. За несколько дней до передачи радиостанция Всесоюзного электротехнического института "ВЭИ" сообщила следующее: «29 апреля впервые в СССР будет произведена передача телевидения (дальновидения) по радио. Через коротковолновый передатчик РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будут передаваться изображения живого лица и фотографии.». 

Однако механическое телевидение не обеспечивало удовлетворительного качества передачи изображения. Различные усовершенствования механической системы телевидения привели к созданию чересчур сложных и тонких конструкций с применением вращающегося зеркального винта и др. На смену механическим системам пришли электронно-лучевые системы телевидения, сделавшие возможным его подлинный расцвет. 

В начале ЗО-х годов передающая телевизионная электронно-лучевая трубка с накоплением заряда была предложена в США Зворыкиным – учеником Розинга по Политехническому институту. В СССР в 1938 г. начался серийный выпуск консольных приемников на 343 строки типа ТК-1 с размером экрана 14Х18 см. И хотя в период Великой Отечественной войны телевизионное вещание было прекращено, но научно-исследовательские работы в области создания более совершенной телевизионной аппаратуры не прекращалась. 

Бурный рост передающей и приемной телевизионной сети начался в середине 50-х годов. Если в 1953 г. в СССР работали только три телевизионных центра, то в 1960 уже действовали 100 мощных телевизионных станций и 170 ретрансляционных станций малой мощности, а к концу 1970 г.- до 300 мощных и около 1000. телевизионных станций малой мощности.
В СССР первый массовый телевизор КВН-49 был выпущен после войны, в 1949-м. Его экран был настолько мал (100х145 мм), что к нему приставлялась заполненная дистиллированной водой линза, имеющая полуторократное увеличение. 

В 1965 г. появилось цветное телевидение (на основе французского стандарта SECAM). Первая трансляция состоялась с парада 1967 г. в честь 50-летия Октябрьской революции.
Затем наступила эра спутникового телевидения. Первый коммерческий коммуникационный спутник был размещен на геостационарной орбите 6 апреля 1965 носителем Delta (Early Bird). В настоящее время на геостационарной орбите находится около 200 спутников, охватывающих своими зонами обслуживания весь земной шар. 

Начиная с 80-ых годов 20 века, электронные коммуникации, основанные на вычислительных технологиях и цифровой связи (сетевые технологии, мобильная телефония, цифровое ТВ), приходят на смену прежним средствам коммуникации. 

Автором теории, раскрывающей функцию электронных коммуникаций, был Маршалл Маклюэн (М. McLuhan) (1911-1980), канадский профессор, первоначально специализировавшийся в области английской литературы, а с 50-х годов посвятивший себя философии социальной коммуникации. В 60-е годы одна за другой вышли в свет его блестяще написанные и оригинально оформленные книги «Галактика Гутенберга» (1962), «Медиум - это Послание» (1967), «Война и мир в глобальной деревне» (1968), которые принесли ему мировую славу и имидж «пророка из Торонто». 

Пророческий дар М. Маклюэна проявился не только в афористичной форме его изречений, но и в тех картинах прошлого и будущего социальной коммуникации, которые рисовала его научная интуиция, а расцвечивала пылкая фантазия. Главное кредо веры (методологический принцип) учения М. Маклюэна можно сформулировать так: 

духовный и материальный прогресс человечества определяют не орудия труда или освоение природы, не экономика, политика или культура, а технология социальной коммуникации, т. е. коммуникационные каналы, которыми располагают люди. Современная эпоха – это синтез «человека слушающего» и «человека смотрящего» (или стадия постнеокультуры). 

Появление электрических и электронных средств связи, по словам М. Маклюэна, означало очередную «коммуникационную революцию» в истории человечества. Характерная особенность новых современных коммуникационных средств состоит в том, что они оказывают воздействие не на отдельные органы чувств, а на всю нервную систему человека. Поэтому окружающая реальность снова предстает в своей живой конкретности, а человек получает иллюзию соучастия в текущих событиях. Таким образом, к людям возвращается «сенсорный баланс» эпохи дописьменной коммуникации. 

Произойдет это благодаря тому, что электронные технологии общения способствуют слиянию мифологического (непосредственного) и рационалистического (опосредованного) способов восприятия мира. А это, по мнению Маклюэна, создает предпосылки для целостного развития личности. 

Далее, он полагал, что «Электронная галактика» на новой технологической основе воспроизводит «первобытное единство коллективного сознания», превращающее нашу планету в единую «глобальную деревню». В этой «деревне» не будет индивидуализма и национализма, отчуждения, агрессивности и военных конфликтов. Грядущая всемирная цивилизация, - пророчил М. Маклюэн, - будет обществом «гармоничной коммуникации» и «образного мышления», являющихся непременным условием формирования высших культур.

М. Маклюэн формулировал свои предвидения в 60-е голы, отталкиваясь от потенциала телевидения, проявившегося в это время. Он предсказывал закат «Галактики Гутенберга» т.е. истощение письменного коммуникационного канала, и появление гармоничного «хомо телевизионис». 

Маклюэн, разумеется, не учитывал перспективы компьютерной техники, ибо в его время она еще не стала коммуникационным инструментом, поскольку не было персональных компьютеров, банков данных с дистанционным доступом, электронной почты, Интернета и мобильной связи. 
Но главной его заслугой было то, что он предвидел появление «гипермедиа» - единства звука, статических и динамических изображений, реализованного в системах мультимедиа. 

Сегодня одним из важнейших элементов, составляющих мультимедийную культуру, является глобальная коммуникационная система Интернет.

История возникновения Интернет такова. В конце 60-х - начале 70-х годов Агентство перспективных разработок Министерства обороны США создало компьютерную сеть, охватывающую все научные центры страны (в основном - университеты), для обеспечения информационного обмена между ними и сохранения ценной информации в случае поражения некоторых из этих центров во время ядерной войны. Была разработана технология связи между сетью и компьютером посредством протоколов, которая используется до сих пор. 

Суть этой системы в том, что исходный (отправляемый) текст разбивается на несколько пакетов, рассылаемых разными маршрутами, описание которых заложено в протоколе обмена.

Постепенно компьютерная сеть охватила все вузы США, к ней подключились частные информационные и почтовые системы, различные образовательные, гуманитарные и коммерческие службы.

В начале 90-х годов в Европейском центре ядерных исследований в Женеве Тим Бернерс-Ли разработал технологию «Всемирной паутины» (World Wide Web = WWW). В эту «паутину» вошли организации различных стран, и Интернет стал международной, в принципе - глобальной компьютерной сетью. Но она была не общедоступным, а элитарным коммуникационным средством.

Во второй половине 90-х годов происходит взрывоподобное развитие сети Интернет и связанных с нею коммуникационных технологий. В конце XX века в Интернете насчитывалось более 300 млн. постоянно подключенных к ней серверов. 

Россия, несмотря на кризисное состояние науки и экономики, с 1995 г. подключилась к Всемирной паутине. Уже в 1999 г. были сотни коммерческих провайдеров - владельцев серверов и региональных научно-образовательных сетей, обеспечивающих доступ к Интернет практически во всех крупных городах России. Особенно большую и активную деятельность по внедрению Интернет в России развернул в 90-ые гг. институт «Открытое общество» (фонд Сороса).

Таким образом, сегодня Интернет представляет собой: 
1. глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу мультимедийных сообщений (коммуникационно-пространственная функция);
2. общедоступное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство (коммуникационно-временная функция), хотя в последнее время наблюдается резкая коммерциализация Интернета и сужение доступных для всех областей;
3. вспомогательное средство социализации и самореализации личности и социальной группы путем общения с заинтересованными партнерами, всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров (коммуникационно-социальная функция).

С технической точки зрения WWW - Всемирная паутина представляет собой пространственно распределенную информационно-поисковую систему, состоящую из следующих основных элементов:
- информационные ресурсы в виде: 
1) Web-страниц, представляющих собой адресованные (имеющие однозначный адрес) машиночитаемые документы, содержащие текст, графическую информацию, в том чилсе - многоцветные изображения, и ссылки на другие документы, как-то связанные с данным; система ссылок образует гипертекст, облегчающий информационный поиск; 
2) сайтов - совокупность страниц, принадлежащих частному лицу или организации и размещенных на каком-либо сервере; сайты (от англ, site - участок) имеют свои адреса; на одном сервере может размещаться несколько сайтов; 
3) каталогов и файлов - средств организации информационных ресурсов;

- технические средства реализации в виде серверов с размещенными на них сайтами и страницами и средствами проводной и радиосвязи, образующими узлы и глобальную структуру сети;

- программное обеспечение, включающее протоколы, регламентирующие обмен информацией между компьютерами (интерфейс), систему адресов компьютеров, сайтов, документов, страниц, гипертекстовые языки для описания содержания документов, специальные программы для движения в Сети (браузеры, или навигаторы) и др.

Однако, несмотря на постоянное повышение «дружелюбия» и комфортности диалога с Интернет, тематический поиск релевантных страниц в информационных ресурсах Паутины нисколько не проще традиционного библиографического разыскания и требует огромного трудолюбия, настойчивости, логичности мышления, интуиции, цепкой памяти, которыми всегда отличались профессиональные библиографы. 

Сегодня господство машинной полиграфии постепенно уступает место мультимедийным телевизионно-компьютерным каналам. Тем не менее, однако об окончательном становлении мультимедийной системы коммуникаций и, соответственно, о мультимедийной культуре говорить еще рано. 

Использование как электромеханических (телеграф, телефон, фонограф, кинематограф), так и радиоэлектронных (радио, телевидение, видеозапись) устройств не означает выхода за пределы книжной коммуникационной культуры, ибо основные культурные смыслы по-прежнему фиксируются, передаются и хранятся в документной форме. Новые коммуникационные средства всего лишь дополняют индустриальную книжность, но не заменяют ее. 

Сформируется ли самостоятельная мультимедийная культура и, если да, то когда? Есть два критерия, позволяющие в какой-то степени ответить на этот вопрос:

А. Замена линейного текста нелинейным гипертекстом. 
Книжность изначально связана с линейной последовательностью знаков; письменные тексты одномерны: они читаются буква за буквой, слово за словом, и никак иначе. Мышление же человека вовсе не линейно, напротив, психическое пространство многомерно (о чем мы говорили в Лекции 1), и в нем каждый смысл связан с другими смыслами не только в силу пространственно-временной смежности, а в силу разнообразных содержательных ассоциаций. Поэтому письмо лишь частично выражает мысль, подменяя ее гибкую многомерность жесткой одномерностью («мысль изреченная есть ложь», по словам Ф. И. Тютчева).

Именно сетевые технологии создали понятие Гипертекста. Напомню, что Гипертекст - это совокупность содержательно взаимосвязанных знаков, где от каждого знака в процессе чтения можно перейти не к одному единственному, непосредственно следующему за ним, а ко многим другим, так или иначе связанным с данным. Причем в гипертекст в качестве смысловых элементов могут включаться не только отдельные слова, фразы или документы, но и изображения, музыкальное сопровождение, короче - все средства мультимедиа. 

Таким способом воспроизводится многомерность человеческого мышления, и значит, смысловая коммуникация получается более полной и точной, чем в случае линейного письма. Для моделирования многомерных связей между знаками требуется виртуальное пространство, которое создается современными компьютерными системами. В итоге человек из читателя превращается в пользователя мультимедийной коммуникации, оперирующего письменной и устной речью, изображениями любых видов, кино- и видеороликами, таблицами и схемами, созданными компьютером по его требованию. Гипертекстовые языки уже применяются в системе Интернет, но широкое их распространение в других сферах человеческой деятельности - дело далекого будущего.

Б. Ведение смыслового диалога «человек - компьютер». 
Имеются в виду не подсказки, напоминания или запреты, которые предусмотрены «дружественным» программным обеспечением, а именно смысловая коммуникация человека и компьютера. В связи с перспективами смысловой коммуникации такого рода приобретает актуальность вопрос «может ли машина мыслить?». 

Исследование интеллектуальных возможностей компьютеров, или, иными словами, проблемы искусственного интеллекта, привело к выводам: 

-интеллект компьютера зависит от того, какими знаниями программисты могут его наполнить. Беда в том, что человек не может формализовать и объективировать все свои знания, - люди знают больше, чем могут выразить, поскольку у человека есть сфера бессознательного, которой у компьютера нет. Например, знание правил игры не делает человека шахматистом; квалифицированный шахматист знает гораздо больше, чем свод правил, но рассказать об этом не может.

- Компьютер не способен овладеть метафорами, иронией, ему чужда «игра слов», значит, свободный, а не адаптированный диалог человека и компьютера невозможен. 

- Компьютеры чужды эмоциям и желаниям, они не обладают эмоционально-волевой сферой, они не могут сочувствовать человеку, поэтому искусственный интеллект всегда будет чужд интеллекту естественному с его заботами и радостями. Люди могут понимать друг друга вообще без слов, что компьютеру недоступно.

Короче говоря, на вопрос «может ли компьютер мыслить?» был получен ответ: да, может, но не по-человечески, а по-машинному, в пределах своего ограниченного искусственного интеллекта. Но и такое «машинное» мышление - немаловажное приобретение для общественных коммуникационных систем, которое может служить качественным отличием мультимедийных коммуникаций от книжной культуры.

Совершенно очевидно, что коммуникационная деятельность человека, постоянно имеющего дело с мультимедийными гипертекстами и искусственным интеллектом, будет другой, чем коммуникационная деятельность интеллигента-книжника. Трудно предсказать априори эти различия, но можно сделать вывод, что господство мультимедийной коммуникационной культуры наступит тогда, когда появится поколение людей, воспитанных в лоне этой культуры.


Категория: Текст лекций | Добавил: Bill
Просмотров: 5187 | Загрузок: 0 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 4
4 ScesYjagejale  
0
Мне недавно требовалась помощь адвоката и я с трудом нашёл юридический центр! Спустя время совсем случайно нашёл на http://www.consalt-centr.ru - юридический центр в Москве
. просмотрел их личный сайт и оформил юридическую помощь. По исходу этих событий юридическая помощь дала о себе знать и я в результате решил свои личные проблемы. Теперь всем советую Юридический центр Консалт в городе Москва.

3 doliuninnemia  
0
Мой менеджер дал мне url -адресов: http://srub-dizain.ru/proizvodstvo - pogonazhnыe продуктов Киржач
и я стал благодарным! Мне тогда срочно нужен был профилированный брус. В общем после этого я и пошёл оформлять заказ! Там совсем всё качественно сделано и профилированный брус из сосны не трудно выбрать. Всему этому событию сопутствовала продуманная навигация ресурса, которую я струдом понял.Очень хорошо конечно то, что это завод изготовитель – но сайт можно было по красивее сделать.

2 BorUncott  
0
Обнаружил сегодня уматовый стимул! Вот в яндексе попал на предложение http://rentrealtycrimea.com/dlitelno/page/1/ - сдам квартиру в Симферополе Украина
и обрадовался. Вот теперь даже не поздоровался с Вами! В общем сдам 1 квартиру в Симферополе
,я просмотрел и оперативно раздуплился, что настоящая жизнь только начинается – раз имеют место такие жилье. Поэтому каждому рекомендую ссылку http://rentrealtycrimea.com с недвижимостью в Украине.

1 Haifieque  
0
Совсем не умышленно наткнулся на не правильное объявление и был удивлён! Теперь предлагаю его к Вашему рассмотрению: предлагаю снять 1 комнатную квартиру в жк http://rentrealtycrimea.com - Симферополь
Одесса. неподалёку: летний ресторан, пляж из булыжников, корты и магазины. Апартаменты с евроремонтом, Испанской качественной мебелью и дорогой быт-техникой.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]