Каталог файлов

Главная » Файлы » Экология культуры » Текст лекций

Часть 05. Формирование средств массовой информации
[ ] 15.04.2009, 20:08

XIX век - время торжества капитализма в Западной Европе, которое сопровождалось тремя важными для социальной коммуникации явлениями: 
а) благодаря индустриализации материального производства, резко увеличиваются производственные мощности и производительность труда; 
б) происходит становление наций - многомиллионнных полиэтнических сообществ, нуждающихся в средствах консолидации; 
в) возрастает образованность и просвещенность городского населения, предъявляющего растущий спрос на культурные развлечения, знания и информацию;
г) в результате технологических революций одна за другой появляются технические возможности для создания новых способов и средств коммуникации - средств массовой информации. Таковыми стали пресса, кино, радио, телевидение и, наконец, электронные СМИ.

Все эти факторы привели к тому, что огромные массы людей были вовлечены в новое - абстрактное общество. Оно состояло из большого числа людей, каждый из которых был всего лишь маленьким винтиком гигантской машины, способным с легкостью заменить любого в процессе производства. Их знания и опыт не были уникальными, они стали стандартизированными в результате унифицирования образования, производства и образа жизни в целом.
.
Современная цивилизация представляется нам сложной и многообразной. Однако, было бы несправедливо утверждать, что традиционные общества просты по определению. В некоторых сферах именно наше общество является простым. Индийское кастовое общество или традиционное австралийское – вот два самых ярких примера социальной и культурной сложности соответственно. Суть в том, что современная цивилизация т.н. западного типа является доминирующей, постепенно охватывая все большее количество людей.

Войны и революции XIX и XX веков превратили средства массовой информации в средство управления народными массами. На этом экономическом, социально-культурном, политическом фоне в Западной Европе и в России происходило формирование индустриальной коммуникационной системы. 

Каковы же характерные особенности индустриальной книжной культуры, господствовавшей в XIX -1 половине XX века:

1. В первой половине XIX века произошла промышленная революция в полиграфии. Книгопечатание включает три полиграфических процесса: изготовление печатной формы, печатание тиража, выполнение брошюровочно-переплетных работ. 
Мануфактурная типография базируется на ручном труде печатника, который использует печатный станок, установку для отливки букв, собственную сноровку и мастерство. Индустриальное производство основано на механизации всех полиграфических процессов, сводя к минимуму участие в них типографских работников. В этом состоит принципиальное отличие индустриального книгопечатания от мануфактурного.

В начале XIX века (1803 г.) первую печатную машину (не станок, а именно машину!) сконструировал Фридрих Кёниг (1774-1833). В 1814 году ее использовали в Англии, где он тогда жил, для печатания газеты «Таймс». Первая русская печатная машина, построенная в 1829 г., была установлена в редакции газеты «Северная пчела». В 1830-х годах в Америке появились тигельные машины, специально приспособленные для печати бланков, обложек, иллюстраций. В 1860 г. Вильям Буллок построил ротационную машину, печатающую на обеих сторонах бумажного полотна и особенно удобную для выпуска газет. В 1897 г. в США была изобретена буквоотливная наборная машина - монотип, облегчившая корректуру и верстку. Короче говоря, в XIX веке бурными темпами развивалось полиграфическое машиностроение - основа индустриального книгопечатания.

Параллельно шло техническое перевооружение бумагоделательного производства. В 1799 г. француз Луи Робер построил первую бумагоделательную машину; в 60-е годы 19 в. научились делать качественную бумагу из древесины, что значительно удешевило производство и расширило его масштабы. Появилась еще одна отрасль промышленности - целлюлозно-бумажная.

Таким образом, в первой половине XIX века сложились материально-технические возможности для интенсификации книжного производства. Стремительно возрастает выпуск книг. Например, в Англии в начале века выпускалось около 300 названий книг в год; а в 1914 г. - в 35 раз больше. В США выпуск книг возрос более, чем в 100 раз!

В России понадобилось 90 лет для появления собственного книгопечатания, и здесь его динамика имела следующий вид. Начало книгопечатания - 1550-е гг., когда было отпечатано несколько книг в так называемой «анонимной московской типографии»; в 1564 г. - первая датированная книга - «Апостол» Ивана Федорова (ок. 1510 - 1583), русского и украинского первопечатника. В XVI веке в Москве было отпечатано около 15 книг. В XVII веке было выпущено более 500 книг, в том числе светские сочинения С. Полоцкого. Причем продолжалось интенсивное рукописание книг, особенно книг с красочными иллюстрациями; старообрядцы же вообще не признавали типографские издания священными. По сути дела до 1708 г., когда был введен гражданский шрифт, русская коммуникационная культура находилась в состоянии палеокулътурной книжности. 

Мануфактурная неокультурная книжность началась в России с Петра I и составила всего около 600 изданий в период 1698 – 1725 гг. Кстати говоря, именно Петром I был стандартизирован русский язык, т.е. именно он ввел тот алфавит и правила синтаксиса и орфографии, которым мы пользуемся сегодня. 
Индустриальная неокультурная книжность пришла в Россию с Александровскими реформами второй половины XIX века. Благодаря использованию полиграфической техники, ежегодный выпуск книжной продукции в России стал быстро нарастать: с 1500 названий в 1856-1860 гг. до 12 тысяч названий в 1896-1900 гг. В целом во II половине XIX века было опубликовано 250 тысяч книг. 
Известны порядка 20 частных издательств, выпускавших около 100 названий ежегодно, в их числе - издательство И. Д. Сытина - более 800 книг и издательство «Посредник» -270 книг. По числам названий и тиражам Россия заняла первое место в мире. Обычными стали тиражи 50-100 тысяч. С 1814 г. по 1913 г. выпуск книг в России увеличился в 140 раз. 
Советский Союз сохранял статус мирового лидера книжного производства. 

2. Благодаря развитым мощностям машинного полиграфического и бумажного производства произошло выделение из книжного коммуникационного канала нового, нетрадиционного коммуникационного канала - прессы. Пресса - первый из средств массовой информации, к которому в XX веке присоединятся кино, радио, телевидение. На базе вновь открытого канала быстро формируется новый социально-коммуникационный институт - институт журналистики, который является производным от традиционного для книжной культуры социального института «литература». Правда, периодические издания появились отнюдь не в XIX веке, а намного раньше.

Еще Юлий Цезарь ввел практику оповещения населения о военных событиях, государственных назначениях, пожарах, увеселениях и пр. посредством записей, которые делались на восковых досках и переписывались заинтересованными лицами. 
Собственно газета как вид документа появилась в XVI в. в Венеции, Риме и Вене, где шустрые «писатели новостей» составляли рукописные сводки сообщений о придворной жизни, торговле, событиях в городах и разного рода чудесных и интересных явлениях. Когда в 1493 г. в Риме было опубликовано письмо Колумба об открытии западного пути в Индию, оно сразу же было распространено по другим городам Европы. Такие рукописные «новости» покупались за мелкую монету «газетту», поэтому за ними закрепилось имя «газета».

Печатные газеты появились в начале XVII века сначала в Германии (Zeitung -1609), затем в Англии (Weekly News - 1622), во Франции (La Gasette - 1631). Газеты были рассчитаны на купцов и богатых горожан; они содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях. Французская «La Gasette», созданная при участии Ришелье, публиковала политические новости. С начала XVIII в. в Германии, Англии, Франции стали выходить ежедневные газеты, которые готовились профессионалами-газетчиками. Их влияние особенно возросло во время Великой французской революции. Но их количество, тиражи и общественное признание не идут ни в какое сравнение с соответствующими параметрами газетной индустрии середины и конца XIX века.

Стремительный рост газетного бизнеса характерен для США. Начиная с 1850 года здесь действовал хорошо известный ныне «закон удвоения», при котором за каждое десятилетие количество выходящих в стране технологических новинок (в данном случае – газет) удваивалось. Немного забегая вперед, отметим явное сходство с законом удвоения производительности персонального компьютера каждые два года.

В течение XIX века повествовательное направление в журналистике преобразовалось в «желтую» прессу, ориентированную на невзыскательные вкусы малообразованной массы; здесь был спрос на сенсации, рекламу, фото и карикатуры, развлекательные публикации вплоть до сплетен. 

Если в Средние века местом обмена информации между жителями прихода была церковь, то с XIX века источником новостей сделалась газета. Коммуникантами, формирующими общественное мнение, стали не проповедники и ораторы, а редакции газет и журналов. Читающая публика по сути своей более атомизирована и индивидуализирована, чем слушающая аудитория; а отсюда - ослабление микрокоммуникации и усиление массовой мидикоммуникации .

Журнал - более поздний вид периодического издания, чем газета. Первым журналом считается французский «Журнал ученых» (1665), представлявший собой сборник рефератов книг и далекий от современных представлений о журнале как виде издания. 
К концу XIX века на Западе получили наибольшее распространение иллюстрированные журналы, рассчитанные на массовую аудиторию. Лишь немного отставали от них журналы для женщин. На третьем месте были влиятельные политические журналы, выходившие тиражами от 3 млн. до 100 тысяч.

В России начало периодики связано не с инициативой частных лиц, а с повелением властей. Как известно, Петр I приказал начать выпуск газет в виде так называемых «петровских ведомостей» (январь 1703); с 1728 г. первая русская газета стала выходить в свет регулярно под названием «Санкт-Петербургские ведомости». Обеспечивала ее выпуск Академия наук. 

Под эгидой Академии же с 1728 по 1742 г. публиковали первый русский журнал «Исторические, генеалогические и географические примечания» к «Санкт-Петербургским ведомостям», где печатались статьи познавательного и научного характера, а также поэтические произведения. 
В 1755-1765 гг. та же Академия наук взяла на себя издание второго русского журнала «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», адресованные «всякому, какого бы кто звания или понятия не был». В 1756 г. стала выходить вторая русская газета - «Московские ведомости», издаваемая Московским университетом.

Что касается журналов, то здесь, опять-таки благодаря личному участию просвещенной Екатерины II, начиная с 1769 г., замечается оживление. В этом году, в числе новых 8 журналов появился первый толстый литературно-сатирический журнал «Трутень», издаваемый Н. И. Новиковым (1744-1818). Заметим, что толстые журналы - специфическое явление русской литературы, ставшие в XIX веке общественной трибуной отечественного «литературоцентризма».

Телеграф. 
Практически пригодную схему электромагнитной связи разработал в 1837-1838 гг. американский изобретатель Самуэл Морзе (1791-1872). В этой схеме для усиления сигналов применялись реле, благодаря которым обеспечивалась дистанционная передача и прием сообщений, закодированных «кодом Морзе». Скорость передачи на ручном телеграфном ключе составляла до 100 знаков в минуту. 

Основной заслугой телеграфа является то, что впервые: 
1. смысловая коммуникация отделилась от транспортной (почта) и образовала собственный технический канал, где сообщения двигались гораздо быстрее наземного транспорта. 
2. сообщение отделилось от его физической формы.

Апофеозом телеграфной связи, которую современники называли «наиболее замечательным изобретением нашего замечательного века», стало открытие в 1858 г. трансатлантического кабеля, который обеспечил мгновенную передачу сообщений через океан.

Кодирование телеграмм в виде последовательности точек и тире затрудняло их восприятие человеком, требовался буквопечатающий телеграфный аппарат. Благодаря работам русского электротехника Б. С. Якоби (1801-1874) и французского изобретателя Жана Бодо (1845-1903) эта задача была решена. В 1877 г. Бодо ввел в эксплуатацию буквопечатающий телеграфный аппарат с клавиатурой пишущей машинки, который использовался во всем мире до середины XX в.

Сегодня телеграф называют отцом Интеренета.

Фотография представляет собой первый не только технический, но и художественный канал коммуникации. Недаром, одним из «отцов» фотографии был французский художник Луи Жак Дагер (1787-1851). В 1839 г. Дагер совместно с химиком Жозефом Ньепсом продемонстрировал первый практически пригодный способ фотографии - дагерротипию, где светочувствительным веществом служило соединение серебра и йода. Предпосылкой появления и быстрого распространения фотографии была общественная потребность в простом и дешевом получении изображений. Не случайно фотографию снисходительно называли «живописью для бедных».

Первоначально дагерротипия развивалась в традиционных живописных жанрах: первым дагерротипом был натюрморт, затем обрел популярность пейзаж, наконец, - портрет. 

Перовые цветные фотоизображения были получены в конце 60-х годов. Так возникла конкуренция между «рукотворной живописью» и «машинными изображениями». И теперь фотография, по признанию искусствоведов, оказывает в течение существенное влияние на все пластические искусства: иногда в форме заимствования, а иногда в форме противопоставления и отталкивания.

Телефон разрешил проблему дистанционного обмена речевыми сообщениями. В 1876 г. патент на изобретение телефона получил американец Александр Белл (1847-1922). В 1877 г. была образована «Белл Телефон Компани» и началась коммерческая эксплуатация изобретения. Компания была монополистом, сдавала в аренду телефонные аппараты и облагала абонентов довольно значительной платой (4-6 долларов в месяц). В конце XIX века в США приходился один телефон на 250 человек населения.

Довольно быстро появились телефонные компании в других странах мира. В России первые городские телефонные станции начали действовать в 1882 г. в Петербурге (первая линия была проложена из Зимнего дворца в царскую ложу Мариинского театра), Москве, Одессе и Риге. В 1892 г. была построена первая автоматическая телефонная станция (АТС), которая была усовершенствована в 1900 г. на основе принципа координатного поиска номеров абонентов. Координатные АТС широко используются у нас до сих пор, но их постепенно вытесняет цифровая техника.

К концу XIX века планета была буквально опутана телеграфными кабелями и телефонными проводами, которые в 1880-е годы объединились в единую сеть. В настоящее время эта сеть используется не только для микрокоммуникации между людьми, но и для компьютерной связи. 

Звукозапись впервые была осуществлена Т. Эдисоном (1847-1931), который в 1877 г. запатентовал устройство фонограф. Носитель записи в фонографе - цилиндр, обернутый оловянной фольгой или бумажной лентой, покрытой слоем воска; записывающий и воспроизводящий элемент - игла (резец), связанная с мембраной. Значительно улучшенный вариант фонографа - граммофон с записью звука на граммофонную пластинку создал в 1888 г. немец Г. Берлинер. Портативный вариант граммофона - патефон (от названия французской фирмы-изготовителя Пате) в 50-х годах XX века был вытеснен электрофоном. В XX веке получил распространение магнитный способ звукозаписи, который реализован в профессиональных и бытовых магнитофонах.

История радио началась со статьи великого английского физика, основателя электродинамики Джеймса Максвелла (1831-1879), где предсказывалось существование электромагнитных волн, распространяющихся в пространстве (1864). В 1886-1889 гг. другой основоположник электродинамики, немецкий физик Генрих Герц (1857-1894) экспериментально доказал существование электромагнитных волн. 
Русский физик А. С. Попов (1859-1906) построил приемник электромагнитных волн и продемонстрировал его 7 мая 1895 г., используя в качестве источника излучения вибратор Герца. В 1896 г. он начал работы по беспроволочному телеграфу; в том же году передал на расстояние около 200 м свою первую радиограмму, состоящую из одного слова «Герц». В 1901 г. Попов достиг дальности радиосвязи около 150 км.

Независимо от А. С. Попова с электромагнитными волнами экспериментировал итальянец Гульельмо Маркони (1874-1937). Он начал работу в 1894 г. в Италии, а с 1896 г. - работал в Великобритании, где в 1897 г. подал заявку на изобретение беспроволочного телеграфирования. В том же году организовал акционерное общество по использованию беспроволочного телеграфа. В 1909 г. ему была присуждена Нобелевская премия. Однако беспроволочный телеграф - это не средство массовой коммуникации; таким средством является радиовещание.

После первой мировой войны массовые масштабы приобрело радиолюбительство. Детекторные приемники пользовались стремительно растущим спросом. Объем продаж радиотоваров в 20-е гг. удваивался каждый год. В конце 20-х годов появились частные и государственные радиостанции, использующие микрофоны. 
Радиовещание вступило в свои права как средство массовой коммуникации. Оно с самого начала пользовалось общественным доверием гораздо большим, чем газеты, поскольку работало в прямом эфире. С радиовещанием связывались надежды на демократизацию и интеллектуализацию общества, на эстетическое воспитание молодежи путем знакомства с шедеврами литературы и музыкального искусства.

Прессу же уже в то время считали продажной и лживой. В 1934 г. Франклин Рузвельт, умело использовавший возможности радиовещания, выиграл президентскую гонку, хотя 80 % газет было против него. 
В пропагандистской машине Гитлера радио всегда отводилось одно из центральных мест, наряду с кино. В Советском Союзе радиовещание, находившееся под эгидой государства, было важным идейно-воспитательным инструментом. В США до сих пор являются обязательными ежемесячные радиообращения президента США к народу.

Кинематограф как вид искусства и средство массовой коммуникации ведет свою историю с 28 декабря 1895 г., когда перед посетителями парижского «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов произошла демонстрация «движущейся фотографии» на полотне экрана. Авторами изобретения считаются Луи Жан Люмьер (1864-1948) и его брат и помощник Огюст Люмьер (1862-1954).

А уже в середине 30-х годов появилось звуковое кино и, таким образом, был впервые был достигнут синтез визуального и аудиального коммуникационных каналов, т.е. появилось аудиовизуальное сообщение.

Хотя до сих пор черно-белое изображение воспринимается зрителями как более достоверное и безусловное, кинематографисты с 30-х годов упорно экспериментировали с разными цветовыми включениями (например, С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» в 1945 г. ввел цветовой эпизод «Пир опричников»). Со второй половины 60-х гг. цветное кино стало господствующим в мировом кинематографе; синтез звука и изображения обогатился цветом.

Кинематограф как средство массовой коммуникации обладает не только художественной правдивостью и документальной достоверностью, фильмы еще, подобно произведениям печати, можно тиражировать, распространять в пространстве и хранить во времени. Фильмы, как и книги, сделались фрагментом овеществленного культурного наследия общества. В этом состоит громадное культурно-историческое значение кинематографа.

В 50-е годы началась вторая волна технической революции в сфере социальных коммуникаций, главными достижениями которой было появление двух важнейших для современного человечества коммуникационных каналов: телевизионного вещания и компьютерной телекоммуникации. 


Категория: Текст лекций | Добавил: Bill
Просмотров: 4185 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]