Каталог файлов

Главная » Файлы » Экология культуры » Текст лекций

Часть 04. Эволюция средств массовой коммуникации
[ ] 15.04.2009, 20:10

Ранее мы рассмотрели различные формы эволюции социокультурных систем и выяснили, что глобальная топология этого процесса представляет собой сходящуюся спираль. Отсюда следуют такие особенности как, например, постоянно нарастающее ускорение изменений, неустойчивость и неопределённость системы и др.

 Иерархическая структура  информационных систем, к которым относится культура, обусловливает такую же топологию частных процессов, составляющих единое целое культурной системы. Рассмотрим динамику одного из таких процессов, который напрямую связан с передачей, хранением и обработкой информации в социокультурных системах -  эволюцию способов и средств коммуникации. Нашей задачей будет продемонстрировать все те особенности, которые характерны для спиралевидной эволюции, имеющей на своём пути участки бифуркации.

 Вербальный способ коммуникации был характерным для так называемой археокультурной коммуникации. Но господство устного слова установилось не сразу, потому что оно требует достаточно развитого и абстрактного мышления. Палеолитическим охотникам и собирателям были ближе и понятнее изображения, чем словесные образцы. Отсюда - замечательный расцвет первобытного изобразительного искусства 35―15 тыс. лет назад.

        Особенностью археокультурного типа коммуникации являлось обожествление слова, что отразилось в мировых религиях:
« В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все через него начало быть» (Иоанн, 1:1-3).
« Его приказ, когда Он желает чего-нибудь, - только сказать Ему: «Будь!» и оно бывает» (Коран, 36, 81-82).
« Он укрепил небо несколькими истинными священными словами» (Ригведа, Мандалы I-IV).

Только буддизм пошел дальше, как культура размышления, отказавшись от слов и чисел, достигая нирваны путем самоуглубления, а не заклинаний и молитв.

Причем нельзя считать, что недокументированная социальная память не надежна. Например, древнейший из памятников словесного искусства - собрание индийских гимнов Ригведа датируется XVIII -XII вв. до н. э., а запись (кодификация) Ригведы состоялась только в XII - XV вв. н. э. Очевидно, что столь сложное литературное произведение не могло сохраниться более трех тысяч лет в народной памяти, если бы в арийских племенах Индии не было бы тысячелетних традиций устного творчества, восходящих еще к неолитической эпохе.

Следующим этапом в развитии коммуникативных каналов стало появление письменности. Письменность, сформировавшаяся на основе археокультурных символьно-иконических документов, явилась исключительно важным культурным достижением. Существование общества нашего типа немыслимо без этой технологии.

Письменность – это очевидное средство экстернализации мыслей, чувств и фактов, поскольку она не только отделяет автора от сказанного, как это делает речь, но и фиксирует, консервирует это разделение.

Среди историков письма нет единства в объяснении его происхождении. Большинство склоняется к однолинейной эволюции: сперва предметное письмо (символы, изображения, узелковое письмо), доходящее до пиктограмм (рисуночное письмо), затем на базе пиктограмм - иероглифы, слоговое и, наконец, буквенно-фонетическое письмо. Последнее принято многими народами. Но не всеми. 

Китайцы, например, до сих пор не считают возможным отказаться от иероглифической письменности, хотя принцип буквенно-фонетической записи был известен им уже во II в. н. э. Пути перехода от звучащего слова к слову записанному, по мнению многих исследователей, многообразны и нестандартны и определялись местными социально-культурными условиями, например, нежеланием грамотных жрецов, писцов, чиновников облегчать доступ в их сословно-кастовую группу.

Первые памятники письменности относятся к III - IV тысячелетию до н. э. Очагами письменности стали древнейшие локальные цивилизации: древнеегипетская, месопотамская (шумеро-ассиро-вавилонская), индусская, критская (минойская, эгейская), Центральноамериканская и древнекитайская. Появление их в разных концах света было не случайно, а обусловлено цивилизационным развитием: появлением городов, развитием торговли и ремесел; образованием мощных централизованных государств. 

Основными целями использования письма было поддержание религиозных культов и ведение разнообразных списков (складских, налоговых, учетных и т.д.). Варварские племена и их объединения не нуждались в письменности; письменность - новый коммуникационный канал, востребованный цивилизацией. 

В дальнейшем постепенно умение писать превратилось в умение считать, а знаменитые успехи финикийцев в торговле напрямую связаны с их достижениями в технике счета. Поэтому они всегда четко знали, кто кому должен, сколько и чего. Именно они изобрели бухгалтерский учет.

Одним из древнейших алфавитов считается финикийский, который в VIII в. до н.э. был заимствован и несколько преобразован греками. До этого у греков была, как считается, по крайней мере одна система письма (т.н. линейное письмо В). Хотя и древнейшие тексты Библии, и тексты Гомера имеют явные элементы устной традиции. 

А вот в отношении трактатов по греческой философии VI в. до н.э. ситуация меняется. У Фалеса, Парменида и Гераклита впервые письменный язык выступает как единственное средство выражения мысли. В эпоху зрелой греческой философской мысли, прежде всего у Платона и Аристотеля (т.е. V – IV в. до н.э.), впервые возникают идеи, которые невозможно было сформулировать без использовании письменности. Эти идеи выражены в виде четких, логически последовательных размышлений и однозначных формулировок. 

Иными словами, язык полностью отделяется от речи, овеществляется. Можно вернуться к предыдущей фразе или странице, чтобы критически оценить высказанные идеи, поразмышлять над внутренней логикой текста. Для такого образа мышления характерна неразрывная связь между речью, языковыми понятиями и внеязыковой действительностью. Кроме того, таким образом, письменность способствовала еще и развитию особого, «кумулятивного» знания, т.е. способности напрямую и систематически опираться на то, что делали другие.

Теперь стало ненужным присутствие автора или транслятора текста. Письменность позволяет нам опереться на опыт давно умерших предшественников. Однако здесь кроется одна опасность – зачем запоминать, если можно посмотреть? К этому вопросу, составляющему одну из специфических особенностей информационного общества, мы вернемся позже.

В Европе и на Ближнем Востоке подобная письменность, называемая еще - палеокультурная книжность, существовала более 3,5 тысяч лет, которые, в свою очередь, можно поделить на три периода:

— древнейшие цивилизации (III тыс. - I тыс. до н. э.) - Древний Египет, Месопотамия, Крит;
— античность (VIII в. до н. э. - V в. н. э.), совпадающая с Эллино-римской цивилизацией;
— средневековые (V - XIV вв.).

Особенности палеокультурной книжности состоят в следующем:

1. Обожествление Слова, характерное для археокультуры, переносится на Книгу, Священное писание, Библию. Книжное слово становится гарантом истинности и незыблемости (что написано пером, не вырубишь топором). Отсюда - обычай клясться на книге (Библии, Конституции). Христианство, ислам, иудаизм - это религии Писания, где священные книги - основа конфессии. В средние века сложилась своеобразная иерархия книжных жанров по признаку святости. Наиболее почитаемой была литургическая, т. е. используемая в богослужении литература (Служебники, Требники, Часословы, Минеи, Триоди и т. п.) и каноническое Священное писание (Ветхий и Новый Завет); ниже рангом шли жития святых (агиография), церковная учебная литература (катехизисы), поучения отцов церкви, а в самом низу – светская (мирская) литература.

2. Произошла социальная дифференциация населения по новому принципу грамотный - неграмотный. Овладение грамотой считалось немаловажным личным достижением. Если у бесписьменных народов социализация молодежи начиналась с освоения производственных умений и навыков, то цивилизованные общества приобщали учеников прежде всего к счету, чтению и письму. 
Социальный престиж и карьера индивида стали зависеть теперь не столько от его силы, ума, сообразительности, выносливости, сколько от школьной выучки, от доступа к знаниям. В результате человек стал зависеть от документированного культурного наследия, хотя не может освоить даже сотую его долю. У члена дописьменного общества такой зависимости нет. Заметим кстати, что в Древней Греции грамотные рабы пользовались некоторыми привилегиями: они занимали государственные должности, приобщались к литературному труду (вспомним легендарного Эзопа). В Риме рабы допускались в публичные библиотеки, использовались для переписывания книг (рабы-«библиографы»).

3. Вследствие такой дифференциации выделились целые социальные группы людей, занятых исключительно умственным «интеллигентским» трудом, использующих письмо как профессиональный инструмент. В Древнем Египте и Китае авторитет людей письменной культуры был особенно высок. 

По свидетельству Плутарха, Александр Македонский сильно гневался на просветительскую деятельность Аристотеля и выговаривал своему учителю: «Ты поступил неправильно, опубликовав те учения, которые предназначались только для устного преподавания. Чем же мы будем отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются всеобщим достоянием?». 

Конечно, о «просветительной функции» средневековой рукописной книги в условиях массовой неграмотности населения (более 90 % еще в XVI в.), можно говорить лишь условно.

Средневековая социальная коммуникация преимущественно представляла собой устную микрокоммуникацию. Население проживало в обособленных деревнях и небольших городах, где не было необходимости в переписке. Для особо важных поручений использовались гонцы, которые заучивали послание наизусть. Главным источником знания для неграмотной массы была церковь, а также слухи, которые переносили торговцы, бродячие театры, цирки и трубадуры. 

В большинстве селений не было ни календаря, ни часов. Язык делился на множество диалектов, причем диалектические различия ощущались на расстоянии 70-100 км. Известен случай, когда в XIV веке лондонские купцы, потерпевшие кораблекрушение у северных берегов Англии, были заключены в тюрьму как иностранные шпионы. 

В средневековой культуре не было истории - ее заменяли рыцарские романы, не было географии - ее заменяли рассказы прохожих людей, не было науки - ее заменяло Священное писание. Но отсутствие достоверных фактов мало кого беспокоило. Земная жизнь рассматривалась католической церковью как временное пристанище на тернистом пути к спасению, а знать судьбу людей может только Бог. Поэтому никаких коммуникационных потребностей никто не испытывал.

Однако с XII века началось духовное движение, которое проявилось в организации университетов, первыми и крупнейшими среди которых были Болонский, парижская Сорбонна и университет в испанской Саламанке. Затем, между 1300 и 1500 годами в Европе было учреждено более 50 новых университетов, которые стали центрами письменной культуры. 

Помимо церкви и зарождавшейся науки, в письменной коммуникации нуждались: королевская бюрократия, судопроизводство, купечество, расширявшее международную торговлю. Неграмотность постепенно изживалась. В XIV веке европейцы освоили производство бумаги и изобрели очки. Назревала, так называемая, бифуркация письменного канала, которая разрешилась в середине XV века изобретением книгопечатания.

С мануфактурной книги началось второе поколение книжности.

Обратим внимание на одну терминологическую тонкость. До появления печатных изданий «книгами» именовались манускрипты, допустим, сочинения Аристотеля, и было известно, что Аристотель - автор 400 книг и 1000 трактатов. После изобретения книгопечатания потребовалось отличать произведения письменности от произведений печати. 

В настоящее время книга понимается как бумажный документ, прошедший редакционно-издательскую обработку и тиражированный для общественного пользования типографскими средствами.

Манускрипт, написанный на бумаге, сброшюрованный и переплетенный в форме кодекса, - это рукопись, а не книга в современном ее понимании. И еще. Книги, вышедшие в свет ранее 1 января 1501 года, называются инкунабулы (кунабулум - лат. колыбель; дословно - «в колыбели»). Разумеется, все инкунабулы, так же как палеотипы (книги, изданные в 1501-1550 гг.) являются большой культурно-исторической ценностью и гордостью их владельцев.

Честь именоваться «родиной книгопечатания» оспаривают голландцы, бельгийцы, итальянцы, французы, немцы. Общее мнение склоняется в пользу немца Иоганна Гуттенберга (1394 или 1399 -1468) из города Майнца, и большинство книговедов согласны с немецкой хроникой, где было записано в 1474 г.: «Замечательное искусство книгопечатания было изобретено в Майнце». Однако точной даты замечательного изобретения нет. Тем не менее, известно, что первая книга, отпечатанные Гуттенбергом, относятся к 1445 г. – 42-страничная Библия.

С тех пор, и совершенно справедливо, книгопечатание считается самым важным изобретением за последние 2000 лет. Немаловажным следствием этого изобретения стало резкое удешевление книг, которые в Средние века могли стоить примерно как небольшой участок земли. Кстати говоря, целью Гуттенберга было именно заработать на продаже Библии, поскольку издаваемая им книга стоила 30 гульденов, а зарплата рабочего составляла всего 10 гульденов в год.

Считается, что мощным импульсом для распространения книгопечатания в Европе явилась эпоха Возрождения с ее гуманистическими идеалами и жаждой знаний. Но справедлив, разумеется, и обратный тезис: книгопечатание послужило толчком для зарождения культуры Возрождения. Без книгопечатания вряд ли бы состоялась церковная Реформация. Переводы «Библии» на немецкий язык, выполненные М. Лютером, издавались при его жизни (1483-1546) ни много, ни мало - 430 раз! Попутно лютеровская «Библия», благодаря ее распространенности, послужила фундаментом для формирования немецкого литературного языка. То же самое произошло и в Англии, где стандартизация языка связывается с именем первопечатника Уил. Кэкстона (1476 г.)

Изобретение книгопечатания имело громадное значение для становления новой культуры, поскольку это была первая технология, которая послужила примером массового производства. Причем, массового производства именно в области художественной культуры - просвещения, литературы, науки. Кроме того, именно книгопечатание привело к стандартизации языка, его орфографии и синтаксиса, к появлению литературного языка, а также к распространению литературы на национальных языках, а не только на латыни. В конце концов, дешевые печатные книги способствовали единообразию картины мира на всем европейском культурном пространстве.

Таким образом, книгопечатание стало первой технологией, способной создать социум, основанный на абстрактных признаках, пробудить чувство солидарности и среди общности у людей, которые никогда друг друга не видели и не увидят. Именно поэтому оно в дальнейшем стало основой развития нации и демократии.

Характерные черты мануфактурной книжной культуры, господствовавшей в XVI-XVIII вв.:

1. Мануфактурные книги количественно и качественно отличались от манускриптов. За первые 50 лет книгопечатания европейцы получили в свое распоряжение больше книг, чем за две тысячи лет книжного рукописания. Тиражи возросли с 200-300 экз. в XV веке до 1000-1200 в XVII веке. 
Хотя полиграфическая техника оставалась мануфактурной (печатный стан и словолитная форма Гуттенберга сохранились в типографиях до конца XVIII в.) облик книги изменился неузнаваемо: книги, к оформлению которых привлекались лучшие художники того времени, стали подлинными произведениями искусства. Совершенствовались технологические приемы набора, качество иллюстраций, титульных листов, обложки. Появились книгоиздательские фирмы, поддерживавшие высокие художественные и научные стандарты своей продукции. При этом дешевизна и доступность книги постепенно росли, что означало демократизацию книжного рынка.

2. Манускрипты предназначались для чтения вслух неграмотной аудитории, печатные книги рассчитывались на молчаливое чтение «про себя». 

Соответственно изменилось оформление текста: появились названия, разбивка на главы и разделы, спуски, поля, пробелы между словами, красочные иллюстрации. Изменился литературный язык и стиль изложения, которые приспосабливались к восприятию зрением, а не слухом. 
Книгу стали рассматривать не как пособие для устной речи, а как непосредственный источник знания, что вызвало следующие изменения:
- появились понятия оригинальности, ценности, новизны содержания;
- возникло авторское право и понятие «плагиат» (в XVIII в.);
- выработались литературные жанры и стили изложения, нормы литературного языка;
- образовалась читательская массовая совокупность, состоящая из незнакомых друг с другом людей, имеющих общие взгляды и интересы (по оценке М. А. Барга, доля грамотных возросла с 10 % в XV в. до 25 % в XVII в.);
- тиражированные в сотнях экземпляров книги начали «жить своей жизнью», независимо от автора или переписчика. Они превратились в завершенные и целостные элементы овеществленной и долговременной культурной памяти.
3. Мануфактурная книжность послужила почвой для нормирования и распространения светских литературных языков. 
В XVII и XVIII веках, которые по праву считаются временем торжества рационализма, становления науки и светского просвещения появилась идея лингвопроектирования, вызвавшая к жизни многочисленные проекты искусственных языков. Был сделан вывод о необходимости построения логически выверенного языка, который мог бы послужить для непротиворечивой и однозначной записи научных истин. Идею т.н. «философской грамматики» высказал еще в 1623 г. Ф. Бэкон; в 1629 г. проблемы проектирования всеобщего языка обсуждал Р. Декарт, в 1661 г. проект универсального языка предложил Н. Ньютон, наконец, Г. В. Лейбниц довольно серьезно разрабатывал философский язык в виде математической модели, где всякое рассуждение сводилось к вычислениям. 
Разумеется, идея универсального философского лексикона оказалась утопичной, но стремление ученых к логичности, системности и однозначности языка, в конце концов, нашло свое выражение в научной символике (особенно - в математике, логике, химии) и в терминологии точных и естественных наук, которые стали складываться в XVII-XVIII вв.

4. Свойственная документам сущностная ценностно-ориентационная функция стала использоваться для достижения социально-прагматических целей. Печатная книга с самого начала сделалась орудием светского просвещения. Только половина инкунабул относилась к религиозной тематике (гораздо меньше, чем в потоках средневековых манускриптов), четверть - к художественной литературе, 10 % - к юриспруденции, прочие - к другим отраслям знания. В XVII в. уже не менее 2/3 книг были светскими по содержанию, и эта тенденция усилилась в «просвещенном» XVIII веке. 

Поэтому, видимо, с XVI века сначала церковные, а затем и светские власти начали ожесточенную борьбу с печатным вольномыслием. В 1564 г. Ватикан издал «Индекс запрещенных книг», который, постоянно пополняясь, действовал 400 лет вплоть до 1966 г. 

5. Переход от рукописания к книгопечатанию углубил и расширил дифференциацию книжного дела; возник ряд специализированных социальных институтов, в том числе: книгоиздательский (редакционная подготовка + полиграфическое размножение документов), книготорговый, библиотечный и библиографический. Таким образом, можно говорить о том, что началось формирование овеществленной культурной памяти.


Категория: Текст лекций | Добавил: Bill
Просмотров: 3192 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 Лена  
-1
Не очень если честно!!!!
Ожидала лучшего!!!!
Блин, скоро курсовик защищать, а у меня как всегда!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]