Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Метафизика кризиса и кризис метафизики.
Метафизика кризиса и кризис метафизики.


Современные экономисты, обозреватели и аналитики экономического толка безуспешно пытаются найти рациональные причины того финансово-экономического кризиса, который охватил все развитые страны на планете. Но пока никаких вразумительных оснований для него обнаружить они так и не могут, что, в свою очередь, порождает неуверенность в дальнейшем поведении экономики, а, следовательно, и в социокультурных прогнозах о ближайшем будущем этих стран. Больше того, даже сами масштабы этого явления еще до конца непонятны.
Радостные ощущения от экономического роста последнего десятилетия, сопровождавшиеся ежегодной демонстрацией друг перед другом все больших процентов роста – 5, 8, 12 и т.д., сменились всеобщим недоумением – почему, как же так? Ведь вроде бы ничего не предвещало такого сценария, и никто из специалистов даже не заикался о такой возможности. А в это время ситуация продолжает ухудшаться, причем разброс мнений о хотя бы достижении дна кризиса колеблется от нескольких месяцев до одного года. И, тем более, никто не представляет себе, каковы будут сроки выхода из кризиса. Напомним, что предыдущий глобальный экономический кризис 1929-33 годов тоже не получил логического обоснования, а окончательно разрешился только благодаря Второй мировой войне.
Поскольку сложившаяся ситуация пока так и не имеет рационального объяснения, представляется, что, похоже, причины этого глобального явления лежат более в области метафизики, нежели относятся к каким-то рациональным действиям или событиям в реальном мире.
Глобальность явления подталкивает к поиску того общего, что объединяет страны и экономики, охваченные кризисом. Ответ очевиден – это 
представление о картине мира, которое лежит в основе цивилизации европейского суперэтноса или белой расы и определяет направление того, что называется прогрессом. Одним из результатов такого прогресса стала современная открытая либеральная экономика, основанная на весьма специфической форме банковского кредитования производственной сферы и сферы услуг. Такая структура либеральной капиталистической экономики складывалась примерно 50 лет, и окончательное оформление получила в 90-ые годы 20 века, став, таким образом, нарративной экономикой постмодерна.
Именно постмодернистская идея бесконечной наррации воплощена в механизме современной банковской системы, основанной не на реальных финансах, а на постоянном перекредитовании и перестраховании. Однако, то, что относительно безвредно для идеальных психических или социокультурных процессов оказалось губительным для действительных ситуаций с конкретными финансовыми потоками, превратившись в финансовые «мыльные пузыри» и пирамиды под вывеской паевых и ипотечных фондов.
Тем не менее, если бы причины кризиса исчерпывались только особенностями постмодерна образца 21 века, то ситуацию можно было бы относительно легко предвидеть, предупредить и, наконец, быстро привести в норму. На практике пока ничего похожего мы не видим. Потому логично было бы поискать эти причины и эти возможности на более глубоких уровнях метафизических смыслов.
На наш взгляд, главной причиной экономического кризиса, охватившего почти всю планету, является принципиальный кризис той метафизики, которая определяет современную классическую рациональную картины мира, выработанную культурой европейского типа и навязанной всему остальному миру в большей или меньшей степени. 
В дальнейших рассуждениях мы исходим из представления, согласно которому полный цикл этносоциальной эволюции европейской модели развития включает в себя последовательность процессов, синхронизированных друг с другом, но идущих с разной скоростью, - научного, технико-технологического, экономического, культурного и социального. Завершение очередного этапа эволюции разных форм такой этносоциальной структуры внешне происходит и воспринимается людьми в форме кризиса именно в этой последовательности, но неодновременно. Иными словами, кризис рационального познания предваряет кризис технико-технологический, опережающий экономический, который, в свою очередь, наступает ранее кризиса культурного, после которого следует социальный кризис. Подобный подход можно встретить в работах современных историков [1].
Правильнее, пожалуй, было бы назвать кризисные точки точками перехода, перелома или трансформации прежних представлений. Периоды спокойного, эволюционного развития заканчиваются в точках необратимого перехода к новому состоянию системы или – в обиходном восприятии, в точках кризиса. Слово «кризис» чаще всего применяется при описании экономических, социальных, реже научных и еще реже – культурных процессов, что связано, конечно, с особенностями нашего реагирования на те явления, которые затрагивают нас больше и шире всего. 
В терминах синергетики такие моменты на оси исторического времени соответствуют т.н. точкам бифуркации.
В истории европейской цивилизации можно выделить, по крайней мере, несколько периодов, похожих на нынешнюю ситуацию в экономике и культуре. Пожалуй, первый из известных относится к финансовому кризису в Риме 1-ого века до н.э. Однако, дошедшие до нашего времени описания картины, сложившейся тогда, недостаточно полны и достоверны, а потому мы исключим ее из нашего рассмотрения.
Второй аналогичный период в европейской культуре связан с 14-16 веками, т.е. с периодом постепенного разложения феодального строя, которому предшествовало культурное Возрождение. Началу загнивания феодальных отношений помимо собственно экономических причин послужил также, на наш взгляд, кризис средневековой метафизики, построенной еще на философии Аристотеля и выросших из нее линейной геометрии Эвклида и Птолемеевой геоцентрической модели мироустройства.
Античная метафизика несколько столетий служила основанием для развития социальных, культурных и научных идей европейского социокультурного пространства, а основным принципом конструирования и целью анализа и синтеза в этом пространстве был ответ на вопрос «почему». Первым признаком кризиса античной метафизики стало, по-видимому, открытие в 1500-ые годы Н.Коперником гелиоцентрического строения Солнечной системы, с которого, как принято считать, началась первая научная революция. Старая метафизика в принципе не могла дать ответа на вопрос «как», но именно такие ответы требовались для расширения производства продовольствия и ремесленной продукции, т.е. для интенсификации экономики, поскольку экстенсивное ее развитие было существенно ограничено постоянным агрессивным давлением Востока.
В результате философских поисков Просвещения сформировалась такая метафизика, которая создала пространство для развития творческой мысли в направлении рационального познания мира и его переустройства для удобства человека за счет использования всех возможных природных ресурсов, в том числе и невозобновляемых, чего никогда не было в прежние времена. 
Эволюция европейского суперэтноса на основе новой метафизики в течение последних примерно 4-5 веков прошла через несколько повторяющихся этапов, каждый из которых был короче предыдущего и завершался последовательной чередой кризисов, длившихся совокупно иногда до нескольких десятилетий.. Поэтому следующий цикл всегда начинается несколько раньше полного завершения предыдущего этапа, причем с ходом исторического времени и с уменьшением длительности волн развития, происходит некоторое сжатие времени каждого следующего переходного периода.
Весь рассматриваемый исторический цикл, начиная примерно с 1500 г. и до наших дней, можно условно разделить на четыре периода: 1500 – 1860, 1800 – 1920, 1880 – 1950, 1930 – 20.. . Разумеется, указанные временные даты лишь приблизительно описывают реальные границы каждого этапа и вполне могут быть предметом для обсуждения и корректировки.
Обобщенная структура таких исторических отрезков выглядит следующим образом:
1. 1500 – 1860 гг.
Научный цикл: заканчивается к концу 18 века созданием механистической картины мира (физика Ньютона, электричество Франклина, химия Лавуазье и пр.).
Технический цикл: завершается к 1830-ым (изобретение и внедрение паровоза, парохода, парового молота, изобретение фотографии и пр. Переход к машинно-фабричному производству.).
Экономический цикл: заканчивается первым мировым кризисом 1857 г. (банкротство железнодорожных компаний в США).
Культурный цикл: завершается к 1830-ым годам (философия Канта, Гегеля, Шеллинга, Фихте, литература романтизма и пр.).
Социальный цикл: 1790-1855 (Наполеоновские войны, буржуазные революции, Крымская война). 
2.1820 – 1920 гг.
Научный цикл: заканчивается к началу 1900-ых годов (открытие электромагнетизма, радиоактивности, создание Общей теории относительности).
Технический цикл: завершается к 1900-ым (внедрение электричества, химии, изобретением автомобиля, самолета, радио и т.п.).
Экономический цикл: заканчивается предкризисом 1913-1914 гг. и кризисом 1914 г. (Причина - тотальная распродажа бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии для финансирования военных действий).
Культурный цикл: завершается к 1920 г. (глобальный эволюционизм, концепт Уайтхеда, русская философия, многочисленные новые течения в художественной культуре).
Социальный цикл: заканчивается к 1920 г. (Первая мировая война, социалистические революции, распад европейских империй и образование тоталитарных режимов).
3. 1880 - 1950
Научный цикл: заканчивается в 40-ые годы (генетика, волно-корпускулярная теория строения атома, квантовая механика, атомная бомба).
Технический цикл: завершается к 1950-ым (основы ракетной техники, внедрение телевидения, использование электропривода в промышленности, индустриальное производство).
Экономический цикл: заканчивается мировым кризисом 1929-1933 г., длившимся вплоть до 1939 г. (банкротство электрических, телефонных и двигательных компаний).
Культурный цикл: середина 30-ых г. (Хайдеггер, Ясперс, тоталитарная культура социалистического и национал-оциалистического реализма).
Социальный цикл: заканчивается к 1950 г. (Вторая мировая война, образование соцлагеря.и стран буржуазной либеральной демократии).
4. 1930 – 2010-20 (?).
Научный цикл: заканчивается в 80-ые годы (молекулярная биология, неравновесная термодинамика, теории дискретного строения Вселенной).
Технический цикл: завершается к 2000-ым (электроника, мультимедиа, вычислительная техника, постиндустриальные технологии в промышленности, управлении, бизнесе, культуре).
Экономический цикл: заканчивается чередой локальных кризисов 1994 (Мексика), 1997 (Азия), 1998 (Россия) и 2004 (США), а затем мировым кризисом 2008 г. (банкротство IT и электронных компаний, ипотечных, пенсионных и пр. финансовых структур).
Культурный цикл: завершается к началу 90-ых (оформление постмодерна, редукция философии до культурологии, политологии и пр., торжество массовой поп-культуры).
Социальный цикл: ???
В этой схеме несколько моментов обращают на себя внимание. Во-первых, становится особенно наглядной синхронизация последовательности циклов в рамках одного периода, т.е. их строгая упорядоченность во времени относительно друг друга. Во-вторых, очевидным оказывается пересечение окончания предыдущего периода и начала новой фазы развития. В-третьих, экономические кризисы каждый раз начинаются в инновационных отраслях своего времени. И, наконец, в-четвертых, видна незавершенность социального цикла современной фазы развития.
Разумеется, можно углубить детализацию отдельных циклов, например, культурный цикл разложить на циклы философский, художественный, политический, религиозный и т.д. Такая детализация наверняка позволит уточнить границы всего цикла, но, с другой стороны, это увеличит неопределенность всей схемы за счет неизбежной субъективности отбора обосновывающих исторических фактов и процессов. Кроме того, возможна связь других процессов, например, демографических с рассмотренными эволюционными волнами, но совершенно в ином аспекте, нежели это излагается, скажем, Ф. Броделем, который объяснял демографические колебания исключительно изменениями климата.
Завершение в ближайшие годы социального цикла будет означать одновременно и окончание всего примерно 80-90-летнего периода развития. Более того, подводится итог всему гигантскому этапу развития европейского суперэтноса длиной примерно в 500 лет. Дело в том, что в своем развитии мы постепенно подошли к границам познания, очерченным метафизикой Нового времени. Такое мнение отмечалось еще на Нобелевской конференции 1989 г. «…нас не покидает все более острое ощущение того, что мы подошли к концу науки, что наука как некая универсальная разновидность человеческой деятельности завершилась» (цит. по [4]). Это заявление сродни признанию тому, что наука потеряла свой внеисторический статус объективного отражения реальности и оказалась всего лишь идеальным проектом западной культуры, построенном на рациональной метафизике 17-19 века. Поэтому вполне можно согласиться с тем, что наука завершилась, но только в том смысле, что способ описания мироустройства на основе рационального знания исчерпал себя.
Следовательно, дальнейшее историческое движение возможно только при условии выхода за пределы привычной, но устаревшей метафизики детерминистического мира, что должно означать необходимость отказа от многих прежних установок, норм и принципов в науке, технике, экономике, культуре и политике. Но такая новая философия может быть создана только на базе принципиально новых подходов в системе получения новых знаний, т.е. в естественных науках. 
Отталкиваясь от приведенной схемы, мы можем предположить, что такая работа уже началась в рамках наступления нового цикла развития естественных наук. 
Новый этап в развитии современного естествознания начался примерно с 70-ых годов 20 века, и был связан с осознанием необходимости введения в научный оборот совершенно новой научной парадигмы, которая использует категории становления, времени и смысла и опирается на представления о необратимости, неравновесности, динамическом хаосе и, как следствие, отказе от возможности абсолютного знания. В конечном счете, основной задачей новой науки вновь является ответ на вопрос «почему». 
В 80-ые годы это положение было развито в работах И. Пригожина, но пришло оно туда, в том числе, благодаря достижениям теоретической физики и квантовой механики, впервые в естествознании потребовавшей и допустившей учет элементов сознания при описании физической картины мира. Таким способом в физике на всех уровнях описания впервые устанавливается эволюционная парадигма, а метафизической основой этих представлений становится глобальный эволюционизм А, Бергсона [2] и А. Уайтхеда [3]. 
Сегодня наука вплотную подошла к ответам на фундаментальные вопросы о механизмах и причинах мироздания, которые, без преувеличения, касаются каждого человека. Видимо с этим, а не только с небывалыми в истории расходами на научный эксперимент, который к тому же не имеет непосредственного практического значения, связан самый широкий интерес общественности к предстоящему запуску Большого адронного коллайдера, который, как предполагается, и сможет дать хотя бы часть таких ответов.
Фактически, по мнению И. Пригожина, произошел возврат к античной научной парадигме [4]. Этот процесс еще только начался и, в рамках нашей концепции, это говорит о том, что также начался новый глобальный цикл в социо-культурной эволюции европейского суперэтноса. 
Такой парадигмальный поворот требует совершенно новой метафизики, радикально изменяющей и расширяющей наши прежние философские представления и обосновывающей базовое пространство для следующей научной революции в области естествознания. В новых границах классическая немецкая, французская или английская философия будут выглядеть так же, как сегодня мы оцениваем античную философию по сравнению с ними.
Но это, в свою очередь, означает, что происходит закат предыдущего примерно 500-летнего цикла. В пользу этого говорит и начало глобального экономического кризиса, означающего всего лишь завершение очередного периода развития экономики, основанной на индустриальном производстве. Окончание нынешнего этапа и одновременно полное завершение всего цикла развития закончится социальными потрясениями в самом недалеком будущем, установлением нового социального порядка, изменением политической, культурной, конфессиональной и этнической карты Европы. Историческая практика прошлого подсказывает, что такими потрясениями в разное время были глобальные эпидемии, социальные революции и мировая или континентальные войны. Возможно, впрочем, что такая война уже началась, имея в виду рост терроризма как войны всех против всех всеми возможными способами.

1. Ф. Бродель. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М. Прогресс. 1986.
2. А. Бергсон. Творческая эволюция. М: Канон пресс. 1988.
3. А. Уайтхед. Избранные работы по философии. М.: Прогресс. 1990.
4. И. Пригожин, И. Стенгерс. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М.: КомКнига. 2005.

Аннотация

По мнению автора, современное кризисное состояние в экономике распространяется и на другие сферы человеческой деятельности - науку, технику, политику и пр., что объясняется общим кризисом мировоззрения европейского типа. Сам термин «кризис» в этой ситуации правильнее понимать как трансформацию или переход к новому состоянию, т.е. как процесс позитивный. Завершение периода господства прежней метафизики, ожидаемое в ближайшее десятилетие, будет связано с социальным кризисом на всем пространстве проживания европейского суперэтноса.

Annotation

According to the author, the modern crisis state in economy extends and on other spheres of human activity - a science, technics, a policy and so forth that speaks a general crisis of outlook of the European type. The term "crisis" in this situation to understand as transformation or transition to a new condition, i.e. as process positive more correctly. End of the period of domination of former metaphysics, expected the next decade, will be connected with social crisis on all space of residing of the European superethnos.

УДК 008.009.

Сведения об авторе:
Висленко Андрей Леонидович, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной культурологии факультета философии и политологии СПбГУ.

Адрес: 197022, Санкт-Петербург, Песочная наб., д.12, кв.21. Тел: +7 812 346 14 22, +7 812 964 32 33.


Категория: Мои статьи | Добавил: Bill (15.04.2009)
Просмотров: 21136 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 noygymtkhct  
0
Alle Erfahrungen vom 6 JUNI 2008

Hello

Sie lieben die plastische Chirurgie?
erfahrungen femmestyle
Niemand operiert besser Brustvergrößerung
Warum also noch suchen?

Laden Sie die Femmestyle Webseite und bekommen Sie umfassende Informationen über

http://www.femmestyle.de/ - Brustvergrößerung billig
Ein super Tip von tortenfischmauifemmealledomains 428
da pabacennia

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]